Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами. Единство единоначалия и коллегиальности в управлении




Единство единоначалия и коллегиальности в управлении

Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педаго­гическим процессом. В управленческой деятельности важно опе­реться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, про­вести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллеги­альность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и поря­док, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необхо­димо прежде всего на этапе реализации принятых решений.

Единоначалие руководителя педагогической системы не озна­чает авторитарность и администрирование, оно основывается на глубоком знании педагогики и психологии личности, социальной психологии, учете индивидуально-психологических особенностей учителей, учащихся, родителей. Единоначалие и коллегиальность в управлении — это проявление единства противоположностей. Единоначалие предполагает оперативность в выполнении реше­ний, коллегиальность отличается некоторой "медлительностью". При определении тактических действий целесообразно единона­чалие, при разработке стратегических — коллегиальность.

Реализация принципа единства единоначалия и коллегиально­сти в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональ­ная ответственность за принятые решения. Государственно-обще­ственный характер управления образованием создает реальные возможности в центре и на местах для утверждения в практике принципа единства единоначалия и коллегиальности.

Эффективность управления педагогическими системами в зна­чительной мере определяется наличием достоверной и необходи­мой информации. Объективность и полнота информации проти­вопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность све­дений о состоянии системы и окружающей среды (Ю.А.Конаржевский, Л.И.Новикова).

Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, опе­ративное регулирование их выполнения. В педагогических систе­мах недостаток информации чаще ощущается в области воспита­тельной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знания, но значительно меньше располагаем данными об особен­ностях направленности личности, ее становления в учебной и внеучебной деятельности, характера, способностей и др.

Для человека, имеющего дело с внутришкольной информаци­ей, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и исполь­зования. Школьный руководитель, менеджер в своей деятельно­сти активно использует наблюдение, анкетирование, тестирова­ние, работу с инструктивными и методическими материалами. С внедрением технических средств и компьютеризации существен­но сократились сроки сбора и обработки материалов. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на разра­ботке и внедрении внутришкольной информационной техноло­гии управления, использовать которую могли бы как руководи­тели школы, так и учителя.

В управлении педагогической системой важна любая инфор­мация, но прежде всего управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распреде­лена по различным признакам: по времени — ежедневная, еже­месячная, четвертная, годичная; по функциям управления — ана­литическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления — внутришкольная, ведомственная, вне­ведомственная; по целевому назначению — директивная, ознако­мительная, рекомендательная и др.

Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.