КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы к зачету. 1. Психология: предмет, объект и методы психологии
1. Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. 2. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. 3. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. 4. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. 5. Познавательные процессы. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. 6. Эмоции и чувства. 7. Общение и речь. 8. Межличностные отношения. 9. Психология малых групп. 10. Личность человека как устойчивая система общественно значимых черт его характера и индивидуально-типологических особенностей, предъявляемых им во взаимодействии с другим человеком. 11. Направленность личности: система мотивов, взгляды, мировоззрение, нравственные ориентиры и ценности, потребности. 12. Психология делового общения и взаимодействия. Функции, механизмы, средства, структура общения. Профессиональное общение. Роль и место общения в структуре делового взаимодействия. 13. Взаимосвязь общения с учетом индивидуальных особенностей человека. Взаимное познание в процессе взаимодействия с партнерами по общению. Вербальные - невербальные, рецептивные - продуктивные коммуникативные умения. 14. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. 15. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. 16. Образование как общечеловеческая ценность, образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. 17. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. 18. Воспитание в педагогическом процессе. 19. Общие формы организации учебной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова, К.А. Психология и педагогика /К.А. Абульханова, Е.Н. Богданов, А.А. Бодалев. - М.: Институт психотерапии, 2004. - 584 с. 2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П.Беспалько/. -М.: Педагогика, 1989. 3. Бордовская, Н.В. Педагогика /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2003. - 304 с. 4. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество /В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров. -М.: Педагогика, 1990. 5. Крысько, В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии /В.Г. Крысько. -М.: Владос, 2001. -368 с. 6. Крысько, В.Г. Социальная психология. Схемы и комментарии /В.Г. Крысько. -М.: ВЛАДОС-Пресс, 2001. -208 с. 7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /Н.В.Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. 8. Коджаспирова, Г.М. Педагогика /Г.М.Коджаспирова. -М.: Гардарики, 2007. 9. Конвенция прав ребенка // Народное образование. -1993. -№ 5. 10. Маркова, А.К. Психология труда учителя /А.К.Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 11. Столяренко, Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии /Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин. -Ростов н/Д.: Издательский центр "МарТ", 2001. – 256 с. 12. Сластёнин, В.А. Общая педагогика: в 2 ч. /В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. - М.: Владос, 2003. -Т.1. - 286 с.; Т.2. – 252 с.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Адаптация социально-психологическая — результат взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Активность социальная — поведение социальных субъектов (общества, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную организационную структуру и психику. Атрибуция — приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков. Аттракция — процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирование привлекательности одного человека для других, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви. Акцентуация – выделение какого-либо психологического свойства или признака человека на фоне других. Барьер психологический — внутреннее препятствие психологической природы (заикание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия. Бессознательное (подсознание) – совокупность психических процессов, актов и состояний, протекающих вне сознания человека. Внимание – избирательное отношение к объектам психической деятельности, характеризующееся тем, что из множества действующих в данный момент раздражителей объектом отражения оказываются лишь отдельные из них. Внутригрупповой фаворитизм — стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитанника, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности. Волевая регуляция поведения – сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями, поведением. Волевое усилие – форма стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения. Воля – внутренняя личная способность к свободному совершению выбора или действия; сторона человеческой психики, проявляющаяся в сознательных, целенаправленных действиях. Воображение – процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. Воспитание – функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, реализуемая всем социальным устройством; специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности, передачу общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду. Восприятие – отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т. п.), действующих в данный момент на органы чувств. Восприятие человека человеком — процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Групповая оценка личности — социально-психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми. Гуманизм — мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманистическое образование — образование, основанное на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Гуманитарное образование — приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, установление связей между предметами через общечеловеческую составляющую школьных дисциплин, формирование личностной зрелости обучаемых. Демократизация образования — один из основных принципов государственной политики в области образования, пронизывающий все стороны школьной жизни, предполагающий: ликвидацию монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе, в которой личность, общество и государство являются полноправными партнерами; четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления с максимальной передачей на места управленческих функций; муниципализация образования, т.е. участие местной власти и местной общественности как в управлении образованием через соответствующие муниципальные органы, так и непосредственно в деятельности образовательных учреждений. Депрессия — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности. Дефектология — наука о психофизиологических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками, о проблемах и методах их воспитания, образования и обучения. Деятельность – психическая поведенческая активность, регулируемая сознательной целью, прямо связанной с ситуацией. Диагностика социально-психологическая — теория и практика выявления социально-психологических характеристик групп людей. Дистресс — отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека вплоть до ее разрушения. Дидактика – теория обучения, отрасль педагогики, предметом которой является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное усвоение обучающимися содержания образования. Забывание – процесс, приводящий к утрате и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Задатки – свойства и качества человека, на базе которых возникают и развиваются его способности. Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, устойчивая существенная связь между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Житейское понятие — донаучное понятие, образующееся вне специального обучения при усвоении значений слов на бытовом уровне. Импульсивность — особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др. Индивидуальность – сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. Индивидуальный стиль деятельности — устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком. Инстинкт — врожденная малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни. Интеграция групповая — согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутригрупповых процессов. Интеллектуальные тесты — стандартный метод оценки способности индивидуума усваивать новый материал, решать задачи с элементами абстракции и ориентироваться в новой ситуации. Интеллектуальный коэффициент — показатель уровня умственного развития по отношению к возрасту, выводится путем деления умственного возраста (определяемого с помощью тестов на общее интеллектуальное развитие) на хронологический возраст и умножения на 100. Интуиция — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий. Интерес — избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, одна из характеристик личности. Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе, его поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. Инфантилизм — проявление детских черт в поведении взрослого человека. Интеллект – рациональные мыслительные функции человеческой психики, познавательные процессы в целом. Каналы коммуникации (в группе) — понятие, относящееся к структуре социальной группы, характеризует систему деловых и межличностных контактов людей в процессе совместной деятельности. Катарсис — очищение, душевное облегчение, наступающее у человека после стресса. Качества процесса обучения — свойства, признаки этого процесса, при которых может быть обеспечена эффективность обучения, соответствующая общественным потребностям времени. Класс (классы) компенсирующего обучения — классы, которые создаются в общеобразовательных учреждениях для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Климат социально-психологический — психологический настрой в группе или коллективе. Коммуникация — в социальной психологии передача информации, сообщений, сведений между людьми, может иметь как двусторонний, так и односторонний характер. Компенсация — способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других позитивных качеств. Комплекс неполноценности — сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков) и сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными переживаниями. Конфликт – процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более участников при решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из них. Конфликтная ситуация – скрытое или открытое противоборство двух или нескольких сторон, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждой из них. Конфликтный человек – человек, который чаще других создает и конфликты и конфликтные ситуации вовлекает в них окружающих людей. Конфликт внутриличностный — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей. Конформность — психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера «подчинения» индивида групповому давлению, некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения. Личность – совокупность устойчивых индивидуальных психологических качеств человека. Маргинальная личность – тот, кто находится между двумя отчетливыми культурными группами и сталкивается с дилеммой, к какой из них присоединиться, культурные ценности и нормы какой из них принять. Межличностное взаимодействие – отношения между двумя или более людьми с условием, что они взаимонаправленные. Меланхолик – тип темперамента, при котором преобладают подавленное настроение и слабость волевых проявлений (нерешительность, неуверенность в себе). Метод обучения – способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, при котором обучающиеся усваивают знания, умения, навыки, развиваются их познавательные силы и способности, формируется мировоззрение и достигается необходимая подготовка подрастающих поколений к жизни. Методы – совокупность наиболее общих способов решения задач формирования личности и осуществления воспитательных взаимодействий. Методы исследования – способы решения научно-исследовательских задач и инструменты проникновения ученого в глубину исследуемых объектов. Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни субъекта и определяющий направленность его активности. Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящего в целенаправленном, опосредованном и обобщенном отражении субъектом существенных связей и отношений действительности, в творческом созидании новых идей, прогнозировании событий и действий. Навыки – действия, приобретающие в результате многократного повторения автоматизированный характер. Обучение – целенаправленная, организованная, систематическая передача старшими и усвоение подрастающими поколениями опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры, производительного труда и др. Опрос – метод исследования в вопросно-ответной форме какой-то определенной проблемы. Ощущения – отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности, непосредственно воздействующих на анализаторы. Память – запечатление, сохранение, воспроизведение человеком того, что было в его опыте. Педагогика – наука о воспитании подрастающих поколений. Педагогическая действительность – совокупность научной и практической деятельности, осуществляемая профессиональными педагогами-исследователями и педагогами-практиками. Педагогическая деятельность – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями. Педагогическая задача – цель, к которой стремится педагог, и способ ее достижения. Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения детей и взрослых. Предмет деятельности – то, с чем деятельность непосредственно имеет дело (информация, знания, умения, навыки, конкретный материальный продукт и др.). Преподавание – специальная деятельность преподавателя, направленная на сообщение учащимся суммы знаний, умений, навыков и воспитание их в процессе обучения. Привычка – действие, выполнение которого стало потребностью. Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения. Принципы обучения – основные исходные положения дидактики, руководящие идеи, главные правила. Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в специфическом отражении субъектом объективной реальности, состоящем из моделирования им этой реальности и регулирования на основе созданной модели поведения и деятельности. Психология – наука, изучающая психику в ее развитии в животном мире, истории человечества, в развитии каждого человека, проявлении в различных видах деятельности и имеющая свой предмет, объекты, задачи, теории и методы. Разрешение конфликта – нахождение взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для его участников, и гармонизация на этой основе их взаимоотношений. Реминисценция – воспроизведение временно забытого материала. Сангвиник – тип темперамента, которому свойственны живость и подвижность эмоциональных реакций, быстрота и сила волевых проявлений. Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. Сознание – область психики, включающая ощущения, восприятие и представления памяти, осознаваемые человеком в определенный момент времени; высшая форма отражения действительности, присущая только человеку и неразрывно связанная с языком, посредством которого оно осуществляется. Социальная установка – отношение человека к какому-либо объекту; установка включает знания о нем, эмоции, которые он вызывает, действия, которые человек предпринимает по отношению к нему, и состояние готовности личности к восприятию и оценке социальных явлений, процессов, ситуаций, поведению в них. Способности – индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков, успешность выполнения различных видов деятельности. Средства – инструменты (духовные или материальные) для выполнения тех или иных действий; приемы, способы действия для достижения цели. Структура – система, включающая действия и операции. Суггестия — внушение. Схема мышления — система понятий или логика рассуждений, привычно применяемая человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей. Темперамент – аспект общей структуры личности, характеризующийся предрасположенностью к определенным моделям эмоционального реагирования, изменением настроения и уровнем чувствительности, определяемым возбуждением. Текущий контроль успеваемости — проверка усвоения текущего учебного материала. Теория деятельностного опосредования межличностных отношений — концепция, согласно которой в любой реальной развитой группе межличностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы. Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Трудности общения — коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения. Убежденность — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами. Уровень притязаний личности — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Установка социальная — социально-психологическое понятие, обозначающее готовность индивида или группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности. Утомление — состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью. Умения – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполнению их быстро, точно и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Учение – специально организованная, активная деятельность, ставящая целью освоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и способностей. Фанатизм — чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности. Фантазия – наиболее выраженное проявление творческого воображения, создающего не просто новые, а, казалось бы, неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия. Флегматик – тип темперамента, характеризующийся устойчивым настроением, мало поддающимся внешнему влиянию, вялостью эмоциональных реакций и медлительностью в волевой деятельности. Формирование личности – изменение психологической, динамической функциональной структуры личности, главным образом ее содержания, под влиянием внешних воздействий. Фрустрация — тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. Характер – совокупность устойчивых свойств личности, обусловливающих типичные способы ее реагирования на различные жизненные обстоятельства. Холерик – тип темперамента, определяющийся повышенной возбудимостью, порывистостью, силой эмоциональных реакций и бурными волевыми проявлениями. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие. Ценности социальные — общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований для человека, коллектива, социальной группы, общества в целом. Ценностные ориентации — субъективное, индивидуальное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе. Черта личности – устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление. Честолюбие — стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих. Чувство – высшая культурная эмоция человека, связанная у него с некоторым социальным объектом: человеком, событием, предметом. Эгоцентризм — сосредоточенность сознания и внимания человека на самом себе. Эйфория — состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами. Экстраверсия — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него (противоположна интроверсии). Эмоции – особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся в биологически обусловленных переживаниях, выражающих потребности организма и активизирующих или тормозящих деятельность. Эмоции высшие – эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением духовных (социальных, нравственных, познавательных, эстетических) потребностей. Эмоции низшие – эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей. Эмоционально-волевая саморегуляция – система приемов последовательного самовоздействия личности в целях повышения эмоционально-волевой устойчивости в экстремальных ситуациях. Эмоциональность — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения и интенсивности разнообразных эмоций и чувств.Степень реакции индивида на те или иные ситуации, обстоятельства. Эмпатия — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. Этикет — формализованный и установленный предписаниями образец или ритуал поведения.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |