Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика восприятия времени и движения




Исходя из особенностей рецептивных полей корковых нейронов могут быть объяснены некоторые из хорошо известных зрительных иллюзий.

Упражнение 1.

Иллюзии одновременного зрительного контраста. Рис.№1

Серая фигура на белом фоне кажется темнее, чем та же самая фигура на тёмном фоне. В доль границы тёмное/светлое наблюдается эффект полос Макс – самые ближние светлые участки кажутся ещё более светлыми, а самые ближние тёмные участки – ещё более тёмными, чем остальные части.

 

Упражнение 2.

Иллюзии последовательного образа. Рис. №2

В результате стимуляции кратковременной световой вспышкой увидеть быструю последовательность позитивных (светлых) периодических последовательных образов, что объясняется колебательным характером процессов возбуждения и торможения в нейронной системе сетчатки.

 

Упражнение 3.

Пример «зрительного заполнения» с возникновением кажущейся фигуры (белый квадрат).

Если испытуемый посмотрит на рисунок №3, то он увидит белый квадрат на тёмном фоне. Отчётливое впечатление замкнутого квадрата возникает, по-видимому, потому, что при этом возбуждаются корковые нейроны со сложными рецептивными полями, оптимальными стимулами для которых являются линии, пересекающиеся их рецептивные поля в определенном направлении.

 

Упражнение 4..

Иллюзия Мюллера-Лайера – фактическая длина двух вертикальных линий одинаково. Рис. №4

Наличие такой зрительной иллюзии указывает на то, что даже при простом опосредовании длины линии играет роль возбуждения корковых нейронов со сложными рецептивными полями (поскольку на кажущуюся длину вертикальной линии влияет величина угла между этой линией и двумя другими линиями, отходящими в строну).

 

Упражнение 5.

Рисунок демонстрирующий обращение фигуры и фона. Рис.№5.

Наблюдатель видит либо чёрный подсвечник на белом фоне, либо белые профили двух улыбающихся людей на чёрном фоне.

Если взглянуть на рисунок, то можно увидеть либо силуэт чёрной вазы (или подсвечник) на белом фоне, либо два белых профиля лиц, улыбающихся друг другу, расположенных на чёрном фоне. Невозможно одновременно воспринимать обе формы – чёрную вазу и белыё профиль. Если продолжать долго смотреть на эти изображения, то невозможно воспрепятствовать тому, чтобы фигура и фон менялись местами. Отсюда можно сделать вывод, что в зрительном восприятии и узновании формы участвуют нейронные механизмы более высоких уровней мозга, чем те, где происходит обработка сигналов описанными выше сложными и сверхсложными нейронами.

 

Восприятие времени — это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального, са­мостоятельного анализатора времени нет. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной систе­ме и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчле­ненность в объективно существующую смену одних явлений другими и свя­зано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе. Однажды воспринятое явление останется в памяти в виде представления о нем. Повтор­ное его восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 с путем специаль­ной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие со­вершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показа­тели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

Восприятие темпа — это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков).

Восприятие ритма — это отражение равномерного чередования стиму­лов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

Восприятие движения это отражение во времени изменений по­ложения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движе­ние, прежде всего воспринимают его:

— характер (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.);

— форму (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т. п.);

— амплитуду (размах) — маленькая, большая:

— направление (направо, налево, вверх, вниз):

— скорость (быстрое или медленное; при циклических движениях — быстрый или медленный темп);

— продолжительность (краткое длительное):

— ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, пре­рывистое).

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных ана­лизаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.

Литература:

  1. Gregory R.L. Perceptual illusions and brain models. Royal Society, 1968,
  2. Day R.H. Visual spatial illusions: a general explanation. Science, 1972.
  3. Leibowitz H., Brislin R., Perlmutter L., Henessy R. Ponzo perspective illusion as a manifestation
  4. of space perception. Science, 1966.
  5. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М., 1999
  6. Грановская Р.М."Элементы практической психологии" СПб. Изд. "Свет" -2000.
  7. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М.: Прогресс,1970.
  8. Грегори Р. Разумный глаз. М: Мир, 1972.
  9. Демидов В. Как мы видим то, что видим. Изд. "Знание", М.,2000
  10. Кей К. Зрительные обманы. – Смоленск: Русич, 1999.
  11. Крысько В.Г."Психология и педагогика в схемах и таблицах" Мн.: Харвест, 1999.
  12. Маклаков А.Г."Общая психология" СПб.: Питер, 2000.
  13. Психология ощущения и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гипенрейтер и др. – изд. 2-е, испра. и доп. – М.: «ЧеРо»,2002.
  14. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М: Педагогика, 1980.
  15. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга первая. М, "Педагогика",1989
  16. Сикл Э. Оптические иллюзии: Галерея 1 – 11: Пер. с англ. /Э. Сикл. –М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.
  17. Шиффман X. Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2003.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.