КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика памяти
Память в целом и конкретного человека в частности, имеет свои особенности, свидетельствующие о ее продуктивности. Объем — это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации. Быстрота — способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования. Точность — характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание. Длительность — важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию. В связи с этим различают кратковременную, долговременную и оперативную память. Кратковременная память — это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Долговременная — память в интересах длительного сохранения информации, которая часто запоминается после многократного повторения. Оперативная память — это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи. Готовность — одна из важнейших характеристик памяти, свидетельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию. Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека в частности.
4.6.4. Приёмы запоминания.
Запомнить и пересказать своими словами – смысловое запоминание. Условия смыслового запоминания: 1. осознание, 2. понимание смысла того, что нужно запомнить. Плюсы осмысленного запоминания: - позволяет представить содержание книги, последовательность, - позволяет сжать, уплотнить значительное количество информации. Механистическое запоминание можно облегчить за счёт различных примеров мнемотехник. Изобретение мнемотехники связывают с именем древнегреческого поэта Симонида. Легенда гласит, что однажды он был приглашен на пир. В разгар пира Симонид, вызванный кем-то, ушел. В это время случилось несчастье. Дом обрушился, и все присутствующие на пиру были погребены под его развалинами. Тела были изуродованы так, что даже родственники не могли опознать погибших. Симонид вспомнил, кто, где сидел, и таким образом помог установить каждого из погибших. Писатель В.В. Вересаев в своих воспоминаниях рассказывал, как он учил латынь. Он придумал игру – штурм крепости. Каждое слово означало воинов римского легиона. Слово одно за одним должно выходить на штурм. Если хоть одно слово «опаздывало», не вспоминалось, штурм считался отбитым, приходилось отступать и снова готовиться к атаке.
К мнемотехнике относятся известные школьные поговорки: - «Биссектриса –крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам», - «пифагоровы штаны во все стороны равны», - «каждый охотник желает знать, где сидит фазан», и т.д.
Сохранение – детальное удержание в памяти сведений, полученных при запоминании. Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание. Обе эти стороны важны для человека. Забывание спасает нас и от неприятных воспоминаний, помогает отвлекаться от деталей, сохранить основные, обобщенные понятия и выводы.
Известный психолог П. Эббингаус в 1885 году на основе проведённых экспериментов вычертил кривую забывания. Так, объем усвоенной информации катастрофически уменьшается в течении первых 10 часов со 100% до 35%. Отсюда, повторять нужный материал наиболее полезно сразу же после его восприятия.
Воспроизведение – воссоздание в деятельности сохранённого в памяти материала. Уровни воспроизведение: 1. узнавание, 2. собственно воспроизведение, 3. припоминание. Узнавание сопровождается определенными эмоциональными переживаниями. Воспроизведение бывает: произвольным и непроизвольным. Одним из приёмов припоминания является – ассоциация. Существует 3-и вида ассоциаций: по смежности (когда один образ соединяется с другими благодаря близости по месту или по времени), по сходству (когда одно впечатление вызывает в сознании сходное с ним по какому-нибудь признаку), по контрасту (одно впечатление вызывает в памяти прямо ему противоположное). Течение ассоциаций, возобновление в памяти образов прошлого зависит от тогог, что человека волнует, беспокоит и тревожит в настоящий момент. Феноменальная память. · История утверждает, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30 000 человек. То же самое относится к персидскому царю Киру. · По имени и в лицо знал каждого из 20 000 жителей греческой столицы знаменитый Фемистокл. · Сенека мог повторить 2000 не связанных между собой отдельных слов, услышанных лишь раз. · Академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. · Великий русский шахматист Алёхин мог играть по памяти «вслепую» с 30 – 40 партнёрами. · 14-ти летним мальчиком Моцарт попал в Рим и присутствовал на службе в соборе святого Петра, где исполнялось «Мизе ре» - большое произведение для двух хоров. Хранилось оно в величайшем секрете, исполняли его лишь два раза в год. Моцарт похитил секрет: возвращаясь домой, он записал по памяти эту музыку. Когда запись сличили с рассекреченным подлинником, в ней не оказалось ни одной ошибки. Подобная память была у Рахманинова и Глазунова. · Французкому рисовальщику Гюстову Доре издатель однажды поручил сделать рисунок с фотографии какого-то альпийского вида. Доре ушел, забыв с собой фотографию. На следующий день он принёс совершенно точную копию. · Известно, что оглохший Бетховин писал музыку, а русский актёр Остужев, потеряв слух, остался на сцене. · Скульптор Лина По потеряла зрения на пике своей славы, но тем не мнение продолжала создавать свои скульптуры брав образы из памяти. · Исследование известного психолога Лурия А.Р.. он исследовал в течении 30 лет С.В. Шеришевского, у которого отсутствовали границы памяти. Такая память получается в результате слияния нескольких ощущений в единое целое –синестезия. Каждый звук у такого человека рождает переживание света и цвета.
Например, Цецерон, каждый раздел своей речи он связывал с определенной ситуацией в комнате, приводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней. Выступая в сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог читать часами говорить без запинки.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |