Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические подходы к пониманию особенности запоминания




 

Но начинать работу по повышению эффективности памяти целесообразно с рассмотрения теоретических аспектов, как сказал Л.С. Выготский: «Прежде чем изучить развитие, мы должны выяснить, что развивается».

Теоретическое осмысление сущности памяти, её структуры и видов, является полезным не только для понимания закономерностей протекания мнемических процессов, но, прежде всего, для создания собственных мнемических технологий, учитывающих индивидуальные особенности конкретного «пользователя» памяти, без которых трудно достичь действительно высоких результатов в мнемической деятельности. Можно эксплуатировать какое-либо устройство, не зная что «внутри», но усовершенствовать его, не имея соответствующих знаний, нельзя.

Также, память не только отвечает за запоминание, сохранение воспроизведение и забывание информации. Она обеспечивает возможность функционирования всех других психических процессов и отвечает как за продуктивность деятельности человека, так и за его личностную целостность.

 

В ходе исследования памяти многими учёными (Герман Эбингауз, Дж. Миллер,) были выявлены следующие закономерности:

1. при однократном восприятии какого-либо информационного содержания лучше и быстрее запоминается материал, находящийся в начале и в конце этого содержания; в то же время, информация, находящаяся в середине, запоминается хуже или не запоминается вовсе (так называемый «Эффект края»);

2. запоминание происходит легче, если воспринимаемая информация оказывает впечатление необычности, не тривиальности и даже абсурдности;

3. легко и надёжно запоминается то, что отвечает личностным смыслам и интересам человека, а также затрагивает его эмоциональную сферу;

4. прочнее всего запоминаются сильно действующие воздействия, особенно те, которые человек переживает впервые;

5. память плохо запечетливает какие-либо информационные содержания и события (даже при относительно частом их повторении), которые не значимы для человека или вызывают сознательное отчуждение;

6. не многократное повторение запоминаемого материала за относительно продолжительный период (от нескольких часов до нескольких дней) намного эффективнее многократного заучивания в течении короткого промежутка времени;

7. отсутствие достаточного внимания не позволяет запомнить материал даже с увеличением количества повторений; в то же время, высокая концентрация внимания значительно оптимизирует процесс запоминания и сохранения информации;

8. логически или образно связанная информация или взаимообусловленные данные запоминаются эффективнее, поскольку при этом складывается ассоциация.

 

Ф. Шуман, М. Вертгермер, К. Левин впервые начали изучать не только количественно-временные характеристики памяти, но и взаимосвязь памяти с индивидуальными особенностями её «носителя» (зависимость памяти от направленности и содержания деятельности субъекта; от его ценностей, потребностей; от особенностей восприятия, мышления, воображения, речи, культуры и, в целом, личности.

Особый вклад в проблему понимания зависимости явлений запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации внёс создатель психоанализа З. Фрейд. Он установил, что процессы памяти непосредственно зависят не только от сознательной, но и от бессознательной части психики; в частности, многие феномены, связанные с избирательностью запоминания и забывания, можно объяснить действием бессознательных механизмов психологических защит.

Дальнейшее рассмотрение памяти, как особого вида деятельности, связано с работами отечественных психологов. Так, П.П. Блонский, разработал актуальную на сегодняшний день классификацию видов памяти, выделив двигательную (моторную),аффективную (эмоциональную), образную (эйдетическую) и логическую память. Он внёс идею о том, что виды памяти последовательно появляются.

Первичной памятью, по мнению П.П. Блонского, является двигательная, затем, в младенческом возрасте, у человека развивается аффективная память; к концу первого года жизни происходит становление образной памяти, с трёхлетнего возраста начинает развиваться логическая память, которая окончательно формируется в юношеском периоде. Таким образом, высшим но наиболее поздним по времени возникновения, является логический вид памяти.

Л.С. Выготский изучал память во взаимосвязи с другими высшими психическими функциями как речь и мышление. Развитие памяти активизирует развитие мышления, воображения, внимания, речи.

Выделяют следующие уровни памяти: сенсорную память, кратковременную память, долговременную память.

Сенсорная память (от лат. Sensus – чувство, ощущение) – это первичный мнемический процесс, осуществляемый на уровне рецепторов (нервные сигналы). Время сохранения информационных следов на этом уровне памяти незначительно – около 0,25 секунды; если находящиеся в сенсорной памяти информация за этот промежуток времени не продвигается дальше, то её следы стираются и сенсорная память заполняется новыми следами. Обычно имеющаяся информация мгновенно уходит на уровень бессознательного.

Кратковременная память - это уровень, на котором происходит подготовка (кодирование) информации для передачи на долговременное хранение. Длительность – 20 секунд. Если за это информация не будет закодирована для хранения в долговременной памяти, она бесследно потеряется. Любая последующая информация вытесняется из кратковременной памяти информацию предыдущую, если она не была закодирована для хранения в долговременной памяти. Ёмкость кратковременной памяти была определена Г. Эбингаусом и ограничивается семью информационными элементами.

Долговременная память – это уровень, который обладает практически безграничными ёмкостью и длительностью хранения информации. Это надёжный архив, в котором информация (при условии её правильного размещения может сохраняться без количественных и качественных потерь на протяжении всей жизни человека. Большая проблема человека в том, что в большинстве случаев человек нерационально использует «стеллажи» своего «архива» заполнения лишь десятую его часть, поскольку «… способы, которые используются человеком для запечатления и сохранения информации все ещё несовершенны и находятся на стадии выяснения».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.