Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая структура личности. Подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии




Подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии.

В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и происхождению личности.

Социогенетический подход объясняет особенности личности исхо­дя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окру­жающими людьми.

Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных усло­вий жизни.

Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения сум­мы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).

Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяе­мых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин и др.).

В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение лично­сти исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, обществен­но-исторические условия жизни человека.

Биогенетический подход ставит в основу развития личности биоло­гические процессы созревания организма.

Так, С. Холл считал, что развитие личности повторяете в свернутом виде такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т.д.

Другой вариант биогенетического подхода разрабатывал Э. Кречмер, вы­водя типы личности из особенностей телосложения человека.

Наиболее ярко биологизм выступил в трактовке личности 3. Фрейдом, который считал, что все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологин, ни сре­ды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

В рамках этого подхода представители психодинамической ориента­ции объясняют поведение личности, главным образом, через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эрпксон и др.).

Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтение раз­витию интеллектуально-познавательной сферы психики личности (Ж. Пиаже, Д. Келли и др.).

Ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации, акцен­тируют внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, А. Маслоу и др.).

 

Психологическая сторона личности отражает специфику функ­ционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.

Психические процессы — психические явления, обеспечивающие пер­вичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действи­тельности.

Психические свойства — наиболее устойчивые и постоянно проявляю­щиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведе­ния и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства лично­сти: направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния — уровень работоспособности и качества фун­кционирования психики личности в каждый данный момент времени.

Психические образования — психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности отражает общественно зна­чимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Мировоззрение личности — это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые ста­ли ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Моральный облик личности — система ее представлений о морали, от­ражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе.

Нравственный облик личности — устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая сторона личности отражает се ос­новные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Отношение к другим людям — совокупность проявлений индивидуаль­но- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

Социальные роли личности — типичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особен­ностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.

Социальные позиции личности — взгляды, убеждения и представления, реализуемые и отстаиваемые личностью в отношениях с другими людьми.

Социальные установки личности — ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.