Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функционально-стилевое расслоение русской речи




Функциональное расслоение языка опирается на экстралингвистические факторы: социальная сфера, задачи, общения, адресат.

Стили взаимодействуют за счет меж стилевой лексики.

Стилевое ядро (тесты, соответствующие базовому комплексу признаков), периферия (отступление: канцелярский подстиль: появление личных местоимений).

Помимо 5 стилей, выделенных Кожиной, сегодня еще выделяют церковно-религиозный.

Научный – сфера науки и образования. Подстили – собственно-научный (диссертация, научная статья, монография), научно-образовательный (учебники, хрестоматии, курсовые), научно-популярный (н-п статья), адресат – узкий круг специалистов, те, кто хочет стать узким специалистом, интересующиеся. Функции: познавательная, информационная, воздействующая, популяризаторская.

Стилеобразующие черты: точность, отвлеченность и обобщенность, подчеркнутая логичность изложения.

Разговорный – в пределах литературного языка. Бытовое, неофициальное, межличностное общение. Неофициальность и непринужденность общения, непосредственное участие говорящих в коммуникации, одномоментность мысли и речи, эмоциональность. Функции: информационная, воздействующая. Стилеобразующие черты: глубокая эмпиричность (неполные предложения, есть пресупозиция и невербальные средства общения - мимика, жесты), конкретизированный характер речи, прерывистость, непоследовательность, оценочность.

Публицистический – СМИ, общественно-социальные и политико-идеологические отношения. Адресат – массовая ау. Функции: информативная, воздействующая, популяризаторская, воспитательная, развлекательная. Стилеобразующие черты: единство экспрессии и стандарта

Х удожественный – язык художественной литературы. Адресат: широкий круг и круг, интересующийся данным направлением литературы. Функции: эстетическое воздействие на воображение и чувства читателя. Могут использоваться все стилевые черты других стилей. Используются выразительные средства и тропы.

Официально-деловой – сфера правовых отношений, регулирует отношения между кем-либо. Основная функция – воздействующая.

Три подстиля: 1. Отношения между государствами – дипломатический (пакты, нота протеста, международные договоры), информативная функция.

2. Отношения между государством и гражданами – законодательный (законы, кодексы, конституция). Воздействующая функция.

3. Отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и физическими лицами – канцелярский. (договоры, заявления, уставы). Императивная функция.

Общие черты подстилей: 1. Императивность. 2. Точность. 3. Неличный характер общения. 4. Шаблонность (дифференцирующие признаки – экстралингвистические признаки).

Набор стилеобразующих черт диктует использование языковых средств выражения:

1. косвенный характер императивности (инфинитив, модальные слова и т.д.)

2. точность, использование однозначной лексики, нельзя: синонимы, средства художественной выразительности

3. неличный характер речи, отсутствие местоимений 1 и 2 лица. Лица называют по социальному статусу (пассажиры).

4. стандартизованность и шаблонность.

 


ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ:

1. СМИ: определение, виды и формы распространения СМИ. Их специализация и тематика (в контексте ФЗ «О СМИ»)

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.

Авторы закона: 1. Федотов Михаил Александрович – доктор юридических наук, профессор, секретарь союза журналистов России; занимал пост министра печати и информации в Правительстве РФ; Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации. 2. Юрий Батурин – доктор юридических наук, космонавт. 3. В.Л.Энтин – кандидат юридических наук.

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

Под радио, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

Под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы; под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;

Под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;

Под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов - не допускается. Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку "Бесплатно" и не может быть предметом коммерческого распространения.

Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом не взимается плата прямо или косвенно, не считается распространением продукции средства массовой информации в смысле настоящего Закона. Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных настоящим Законом.

Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными - помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, - допускается не иначе, как с согласия указанных лиц.

В случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных законом, распространение продукции средства массовой информации может быть прекращено по решению суда. Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).

Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения: название издания; учредитель (соучредители); фамилия, инициалы главного редактора; порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое); индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи; тираж; цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно"; адреса редакции, издателя, типографии.

При каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы.

Каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать следующие сведения: название программы; дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска; фамилия, инициалы главного редактора; тираж; редакция и ее адрес; цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно".

Если средство массовой информации не освобождено от регистрации, то в выходных данных указывается также зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

Под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, для целей настоящего Закона понимается периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.

Распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией.

Розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.

 


НОВОСТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.