Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовительные этапы телевизионного сюжета. Синопсис. Основные требования. Архитектоника сюжета. Требования и обоснованность появления в кадре журналиста




Жанры и формы радиожурналистики. Понятия жанра. Целостность системы современных жанров на радио, дифференциация и взаимодействие жанров. Группы жанров: информационные, аналитические, документально-художественные и их особенности.

Особенности радио как СМИ и СМК. Природные свойства радио: оперативность, доступность, удобство для восприятия аудиторией. Психологическое воздействие: возможность обратной связи. Функции радиовещания.

Радиовещание в системе СМИ и современных каналов коммуникации

Предпосылки возникновения обзора печати и дефицит его в жанровой палитре СМИ. Современное состояние жанра, тенденции его развития в печатных и электронных СМИ.

Обзор печати – аналитический жанр, в котором дается оценка деятельности печатного органа в целом или освещения в нем отдельной актуальной проблемы за определенный период времени.

Достаточно старый жанр. Использовался еще в некрасовском «Современнике», «Отечественных записках», «Искра». В советские создавался как средство заочного обучения журналистов, рабкоров и селькоров, как инструмент повышения и улучшения качества издания.

Обзор печати относится к группе аналитических жанров. Предполагает анализ, оценку освещения в газете определенных проблем или деятельности печатного органа в целом. Задачи жанра – способствовать улучшению качества прессы и заострять внимание читателей на определенных проблемах, помогать им ориентироваться в СМИ. Эмпирическая база: в обзоре печати ж имеет дело со специфической, нетипичной формой отражения действительности – отраженной. При этом он решает двойную задачу: рассказать о содержании анализируемого материала и соотнести его с реальной жизнью. Обзор печати может быть посвящен анализу не только одного, но и сразу нескольких изданий (метод сравнения). Жанрообразующие признаки: отраженная действительность, в качестве которой выступают публикации других изданий. Обзор печати формирует и показывает позицию общественного мнения путем отбора фактов.

Виды обзора печати: 1. как средство квалиф-проф. Ориентации, средство политической полемики партийной прессы, информационный жанр. 2. Общий – анализируется деятельность всего печатного органа за определенный период. Тематический – анализируется освещение изданием конкретной темы. Рассматривается содержание и формы материалов, удачи издания и его упущения. Работа над обзором: выбор темы, выбор вида обзора, инструментарий: 1, 2, 3…издания, выбор периода для анализа неделя, месяц, формирование рабочей гипотезы.

Сейчас практически не представлен. Остались только обзоры короткие тематические на ТВ, чтобы рассказать содержание информационной картины дня, для рекламы (в утренних программах, прожекторперисхилтон, радио, Русский репортер, районная печать делает обзоры областной и городской прессы), как средство обучения (Журналист).

 


РАДИО:

Радио всегда играло важнейшую, а подчас и ключевую роль в комплексе средств массовой информации страны. Его технические преимущества по-прежнему позволяют оставаться радио самым массовым СМК. Еженедельно, по данным целого ряда исследовательских компаний, «вольно или невольно, радио слушают 82, 6% населения страны старше 12 лет». Приведенные данные относятся к эфирному радиовещанию (FM – радио). Проводное вещание постепенно становится достоянием истории. Этот вид вещания, при котором сигналы передаются по специальным радиопроводам, появилось в двадцатые годы прошлого века и быстро получило развитие. Со временем проводное вещание физически и морально устарело. Уже к началу 2000 года наблюдалось значительное сокращение числа радиоточек.

Преимущество эфирного вещания заключается, прежде всего, в высоком качестве передачи звука. По сравнению с проводным, эфирное вещание имеет значительно более широкийдиапазон воспроизводимых частот. Эфирное радио не подвержено воздействию стихийных явлений, не требует абонентской платы.

Благодаря переходу на эфирное радиовещание, радио может реализовывать свою основную отличительную функцию в отличие от других СМК – оперативность. Это преимущество эфирного радио учитывается и в государственном масштабе. Сообщения МЧС о чрезвычайных ситуациях сегодня распространяются через эфирное радио. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже 21 века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Максимальная оперативность радио создает наилучшие условия для развития интерактивности.

Повсеместность и доступность: благодаря распространенности и доступности радиоприемных устройств есть возможность слушать радио, находясь территориально в разных местах в любое время суток время.

Разнообразие: Любой слушатель в любом месте имеет доступ к большому числу радиопрограмм от 4-5 в маленьких городах до 25 в больших мегаполисах.

Интерактивность: Телефоны и интернет позволяют аудитории в реальном времени, так или иначе, влиять на эфир».

В системе СМИ радио, ориентированное, прежде всего, на аудиальное восприятие, воздействует более других на воображение человека. Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями, его можно слушать фоном.

Многочисленные функци и радиовещания правомерно сгруппировать следующим образом.

1.Информационные: собственно информационная функция, рекламная.

2. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.

3. Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения – рекреативная.

Знание функций радиовещания необходимо для четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач.

Тенденции в развитии современного отечественного радиовещания: широкий выбор каналов, к которым сформировался стабильный интерес аудитории. Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата, своей аудитории. Развивается информационное радиовещание, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий. Продолжают развиваться разговорные программы типа развлекательных, игровых программ, что в значительной степени объясняется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурентной борьбой с телевидением. Главное действующее лицо современного радиовещания – ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность. Прямой эфир и как его следствие – интерактивность радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник. Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока. Жесткое форматное программирование заключается в верстке плейлистов и позволяет добиваться более строгой специализации коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию. Радио сложилось как система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей. Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов.

 

 


В радиожурналистике существует три относительно устойчивые группы жанров:

1. Информационные: радиосообщение (заметка), интервью, репортаж, радиоотчет, обзор печати.

2. Аналитические: корреспонденция, комментарий, беседа, обозрение.

3. Документально-художественные: радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, доку-драма и радиокомпозиция.

Развитие журналистики есть двуединый процесс: выделения, вычленения жанров, обретения ими новых признаков – и интеграции жанров, их взаимопроникновения, взаимообогащения. Этот процесс естественно оказывает влияние на подвижность жанровых границ. Сейчас происходит сближение жанров, в условной их классификации отстоящих далеко друг от друга, например: очерка и репортажа, репортажа и радиокомпозиции, репортажа и документальной драмы (в этом случае передачу обычно относят к жанру «драмы с открытым финалом»).

Информационные жанры, делятся по типам информационных программ: информационные; инф-аналитические; инф-музыкальные; инф-развлекательные; инф-рекламные.

Выпуски оперативной информации (например, «Последние известия») представляют собой структурное единство, различные блоки, имеющие монтажное соподчинение. Они определяются значимостью информации и условно делятся на основные части по темам: политика, экономика, культура, спорт, погода, реклама. Информационно-аналитические программы подводят, как правило, итоги вещательного отрезка. Они более объемны по времени и разнообразны по жанрам (в них могут звучать корреспонденции, интервью, обозрения, комментарии). Более активно выступает в них и ведущий. Информационно-музыкальные программы (например, «Маяк») представляют собой небольшие по объему, но часто звучащие информационные выпуски в структуре музыкального потока. Обычно они делятся по темам: экономика, культура, события в Думе, в правительстве, спорт и т.д. Информационно-развлекательные программы, характерные для зарубежного вещания, появились и у нас на коммерческом вещании. Информационно-рекламные передачи используют рекламу в самых актуальных передачах радиоэфира – информационных. Поначалу практики остановились на следующей организации выпусков: реклама шла после окончания собственно информационных текстов, а не в середине самих выпусков. Потом она стала появляться и «внутри» событийной информации.

Информационные программы обладают рядом типологических признаков, которые присущи и другим программам вещания: постоянное место в вещательной сетке, постоянный объем звучания, фирменное оформление (музыкальная обложка, постоянные разбивки, рубрики), присутствие ведущего, анонс выпуска, краткое изложение наиболее важных тем. Но есть и ряд особенностей, характерных только для информационных программ: более частая периодичность выхода в эфир, блочность подачи материала

Современные информационные программы характеризуются следующими чертами: постоянное расширение спектра информации, расширение тематики, большая острота и актуальность тем, большая свобода ведущего, ускорение речевого темпа подачи информации, обогащение лексики. К непременным, постоянно проявляющим себя тенденциям развития информационного вещания нужно отнести: повышение оперативности, снижение объема официальных сообщений, увеличение объема рекламы, удовлетворение широкого круга интересов слушателей, повышение роли местного, регионального вещания.

Радиосообщение. Информационное радиосообщение соответствует заметке в газете.

Интервью. Радио всегда обращено к аудитории, оно диалогично уже по самой своей природе. Поэтому жанр интервью является одним из самых характерных для вещания. К информационным видам интервью относятся протокольное интервью, интервью-анкета, пресс-конференция. Протокольное интервью несет официальную информацию о встрече политического деятеля. Вопросы такого интервью обычно стандартны и известны заранее. Интервью-анкета предполагает оперативный экспресс-опрос на улицах города, в залах заседаний, концертных залах, в фойе театра, на стадионе и т.п. Пресс-конференция проводится с участием представителей различных средств информации.

Репортаж – самый распространенный жанр вещания. В радиорепортаже сочетаются сильные стороны информационного радиосообщения: оперативность, актуальность, емкость текста – и элементы публицистики: оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное описание. Основные жанровые признаки радиорепортажа – документальность, достоверность, оперативность, которые базируются на актуальности информации, а его задача – отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса их свершения. Существует три вида репортажа – событийный, проблемный, познавательный. Классическим видом жанра является репортаж, идущий в эфир прямо с места события. Его образец – радиорепортаж со спортивных соревнований. Проблемный репортаж обычно начинается с места какого-либо действия. Например, репортаж о сложностях автомобильного движения с улицы. Цель такого радиорепортажа – дать слушателям представление о проблеме с помощью документальных записей. Познавательный репортаж может содержать только информацию, но может и затрагивать проблему. Главная его цель – познакомить слушателей с тем новым, интересным, что происходит в науке, медицине, производстве. Репортаж – жанр синтетический: он может включать в себя элементы зарисовки, интервью, комментария.

Аналитические жанры ( информационно-публицистическими).

Комментарий – это мнение компетентного человека, журналиста или специалиста, о событии, явлении, факте. В отличие от интервью, журналист или специалист высказывает свое мнение, сообразуясь с тем, что он сам считает важным в событии и о чем, по его мнению, необходимо проинформировать слушателя. По способу включения комментария в программу вещательного дня можно выделить два его вида: комментарий, являющийся самостоятельной передачей (или определенной законченной структурной частью программы), и краткий комментарий, входящий как составной элемент в ту или иную сложную передачу.

Радиообозрение – это жанр, отличающийся свободой в подборе материалов, объединенных одной темой или единством времени или места.

Документально-художественные жанры ( художественно-публицистическими, так как в них соединены информативное начало, авторская личностно-чувственная оценка и образное представление о человеке или событии). Это радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, жанр, получивший в мировом вещании распространение под названием документальная драма, и радиокомпозиция.

В самых общих чертах форму радиопередачи можно определить как совокупность разных жанров или жанровых образований, объединенных в определенной последовательности и образующих некую целостность. Формообразующими факторами могут быть: личность журналиста, ее персонажей или героев, тематическое единство, ограниченный по времени и четко фиксированный в сетке вещания программный отрезок, возможность эффективно обращаться к аудитории в определенное время дня и получать отклик, последовательное в течение длительного времени обсуждение проблем.

В информационном вещании основной формой является информационный выпуск, или выпуск новостей. Информационный выпуск – оптимальная новостная передача, существующая во всем мире. Характер построения выпусков новостей и продолжительность их звучания зависят от времени передачи в эфир, экстренности, актуальности сообщений, от профиля радиостанции.

Существует несколько видов информационных выпусков: общего характера, или универсальные, т.е. выпуски, включающие информацию на разные темы: общественно-политические, экономические, социальные, научные, культурные, спортивные, о событиях в стране и за рубежом и др. Тематические – подборки информации на определенные темы: международные новости, спортивные, выпуски, посвященные событиям в области культуры, искусства и т.п. Информационные выпуски можно классифицировать также по периодичности и экстренности выхода в эфир: обзорные, или итоговые. По формам подачи информационных материалов выпуски делятся на текстовые и со звуковыми включениями.

 


ТЕЛЕВИДЕНЬЕ:

Первичная разработка темы телевизионного сюжета невозможна без глубокого погружения автора (и группы) в тему до начала съемок. Считается изучение проблематики по специально собранным досье, чтение специальной литературы и обзоров прессы, предварительное общение со специалистами и экспертами по освещаемым вопросам. Важным и обязательным элементом погружения является непосредственное знакомство с предметом будущего материала. В частности, поиск людей, работающих или живущих в исследуемой среде, заинтересованных в сотрудничестве с журналистами. Инсайдер может помочь автор группе познакомиться с набором потенциал героев репортажа их историями, которые могут стать основой при написании синопсиса. Практики делают акцент на важности проверки всей получаемой информации еще до выстраивания рабочего сценарного плана, т.к. получение недостоверной информации может усложнить съемочный процесс, в конечном итоге повлиять на результат всей работы.

Для подбора героев одного лишь знания их историй недостаточно. Рекомендуют организовывать непосредственное знакомство авторов с каждым из участников сюжета, чтобы выявить специфические черты, необходимые для понимания роли и места героя в материале. Еще одно правило перед интервью никогда не выслушивать историю в подробностях. Иначе на съемках можно не получить нужного эмоционального накала. Важно только выяснить, есть ли у человека эта история и готов ли он ее рассказать. Уже на подготовительном этапе необходимо настроить героя на участие в съемках, добиться его согласия, что нередко становится проблемой. Причины отказа от интервью: недоверие к журналисту; сомнение в репутации издания (программы); усталость от журналистов (у «звезд») страх публичного выступления; отсутствие интереса к предмету беседы; недостаток у намеченного собеседника знаний о предмете беседы; нехватка времени. Предугадывание и преодоление всех этих причин лежит на плечах тех, кто занимается подготовительной работой. Уточнения закрепляются на бумаге в форме синопсиса. Это рабочий документ автор группы, предназначенный для внутреннего пользования, где кратко изложено содержание репортажа. Как правило, в нем содержатся ответы на три вопроса: О чем репортаж? О чем история и кто (или что) герой сюжета? Какие точки съемки? Кроме этого в синопсисе могут быть уточнения условий съемки, необходимого оборудования, характеристики темперамента, речевых особенностей героев. Бесспорных доводов в пользу синопсиса:1.он позволяет яснее представить замысел сюжета, как для самого автора,так и тех, с кем он работает – оператора, шеф-редактора, продюсеров 2.по набору героев и точек съемки становится проще заранее продумать и драматургию репортажа, приблизительно определить хронометраж как всего материала, так и исходных частей, рассчитать и сэкономить усилия съемочной группы. Далее следует тщательно продумать архитектонику репортажа, выстраивание повествования в стройную и логичную схему, где каждый отдельный элемент оправдан и находится на нужном месте.

Традиционными элементами драматургии считаются 1.Завязка, старт эпизод репортажа всегда служит цели увлечь зрителя, для этого могут быть использованы неожиданные кадры, иногда не сразу сопровождаемые комментарием, короткая эффектная фраза; как правило, это самые яркие слова и кадры во всем репортаже 2.Кульминация, речь редко идет о некоей концентрированной точке повествования, в которой развитие действия переходит от развития к угасанию. Как правило, ее заменяют один или несколько драматургических ходов, используемых для удержания зритель внимания. Важно наличие интриги – с ее помощью можно заставить аудиторию досмотреть сюжет до конца. Наличие парадокса. Этот элемент в репортаже подразумевает выстраивание драматургии на основе неожиданного, контрастного стереотипному восприятию поворота действия. Требует особой работы на подготовительном этапе – должны быть найдены герои, чьи истории станут для заданной темы откровением, заставят взглянуть на проблематику с совершенно новой стороны. Сценарий плана позволяет наиболее ясно отразить на бумаге найденное авторской группой драматургическое и композиционное решение материала. Сценарный план здесь служит только ориентиром, в котором перечислены основные точки повествования. В любом телевизионном сценарии оставляется некоторое место для импровизации и неизвестного развития действия. Сам процесс создания действия должен быть управляем.

Журналист в кадре: в разных жанрах разные требования. Требования: одежда ведущего новости строгая, отсутствие украшений, обязательно прическа и макияж. Стили новостей: классический (формат федералов–ритмично, коротко официальный тон ведущего, нет комментариев); домашний (местные новости, длиннее, спокойный темп, возможны комментарии, доверие аудитории); публицистический (особая подача новостей, первый сюжет становится стержнем, стиль ведущего разный).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.