Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие личности в психологической науке




Интернет-ресурсы к лекции № 4

1.Психология. Педагогика. (http://www.abc-people.com/typework/psychology/).

2.Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. К.А. Абульхановой и др.-М.1998. (http://www.gasu.ru/univer/edu/infmat/prog/Hf07.htm).

3.Психология и педагогика. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. (http://www.zipsites.ru/?n=1/2/6/&s=1&show=2


Тема 5. Лекция «Личность и ее психические свойства»

В психологии личности существуют разнообразные подходы к пониманию ее структуры, развития, жизнедеятельности.

В настоящее время сложилось несколько авторитетных теорий личности: аналитическая, психодинамическая, гуманистическая, поведенческая когнитивная, диспозиционная. В отечественной психологии получила большее по сравнению с другими теориями, деятельностная концепция личности. Среди ее представителей следует назвать Рубинштейна С.Л., А.Н. Леонтьева, К.А. Абульханову, К.К. Платонова, А.В. Брушлинского, В.А. Петровского.

Личность - это социальное системное качество отдельного индивида, которое приобретается этим индивидом в практической деятельности и в общении с другими и характеризующее степень представленности существующих общественных отношений в структуре индивида. Психологическая сущность личности заключается, во-первых, в том, что она является объектом и субъектом общественно-исторического процесса, во-вторых - субъектом познания, общения и деятельности.

Таблица 5. Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)

Краткое название подструктуры К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального
Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение,личностные смыслы; интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)
Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)  
Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Общаясь и взаимодействуя с различными людьми, индивид выделяет самого себя из реальной окружающей среды, воспринимает себя активным субъектом в полноте своей физической организации и психического состояния, процессов, операций и действий, выступает как уникальный образ «Я», противопоставленный «другим» и при этом неразрывно связанное с ними. Субъективное осознание собственного «Я» проявляется в том, что личность понимает некую свою конгруэнтность самой себе как в настоящем времени, так и в прошлом времени, а также в ближайшем будущем.

Переживание своего собственного «Я» является итогом длительного процесса саморазвития и самосовершенствования личности, этот процесс начинается в младенчестве и который обозначают как «открытие «Я». В подростковом и юношеском возрасте умножается стремление к осознанию себя в системе социальных отношений, самовосприятию, к осознанию себя в жизни и себя в отношениях с окружающими людьми. С этим связано становление самосознания. В течение жизни человек формирует образ «Я» («Я-концепция», «Я-образ»).

Образ «Я» - выступает как относительно устойчивая, порой не всегда и не совсем осознаваемая, эмоционально переживаемая и неповторимая система субъективных представлений личности к самой себе, и на основе этого образа личность выстраивает систему своего взаимодействия и отношений с другими, этот образ выступает как своеобразная установка отношению индивида к себе самому.

Степень адекватности представлений о себе, своем «Я» проявляется при изучении такого важного аспектов личности как самооценка, оценочный взгляд на себя саму.

Самооценка - это оценка активной личностью самой себя, всех своих качеств, возможностей, места в социуме среди других членов группы, общества в целом.

Направленность - это главное свойство личности, характеризующее личную целеустремленность.

Она определяется мировоззрением личности, системой потребностей, преобладающих мотивов и выражается в основных, существенных жизненных установках, отношениях и целях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.