КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характер как система отношений личности. Акцентуации характера человека
Характер (от греч. charakter - чеканка, печать) - это комплекс, совокупность наиболее устойчивых индивидуальных характеристик и особенностей личности, которая складывается и проявляется в системе деятельности, отношений и общении, определяя типичные способы поведения. Это устойчивый психологический склад личности, определяющий линию поведения, стиль отношений к окружающему миру, к людям, к деятельности, к самому себе. Таблица 7. Характер человека может быть представлен различными чертами:
Таблица 8. Типология характеров:
Базовые черты характера, как правило, могут обнаруживаться в индивидуальных особенностях деятельности, которую человек предпочитает выполнять. Когда анализируют характер личности, то смотрят не на то, что кто-то проявил праведность, смелость, правдивость, честность, аккуратность, откровенность, а на то, что этот человек является смелым, правдивым, откровенным, т.е. указанные характеристики поступков и социальных действий человека приписывают самому человеку. При этом характерными допустимо считать не все индивидуальные характеристики человека, а только наиболее существенные и демонстрирует окружающим устойчивые черты своей личности. Характер достаточно тесно взаимосвязан с характеристиками направленности личности, и это проявляется в произвольном избирательном и активном отношении индивида к реалиям объективно существующего мира и таким образом характер оказывает сильное влияние на ход деятельность человека. Формирование характера осуществляется в различных по своим особенностям и степени развития группах (тусовка, семья, класс, дружеская компания, команда в спорте, рабочая группа, коллектив и др.). Попытки определения типологии характеров часто предпринимались в течение всей истории психологической науки. Наиболее известной и ранней из них появилась та, которая в начале двадцатого века была разработана психологом Кречмером Э. Незначительно позже подобную попытку осуществил американец У.Шелдон, в наше время эту проблему изучали — К.Леонгард, Э.Фромм, А.Е.Личко и другие исследователи. Акцентуация характера, на основании исследований Личко, — это преувеличенное развитие некоторых черт характера, которые не выходят за пределы нормы поведения человека и не являются патологией. Данные акцентуации, как кратковременные состояния психики индивида, чаще всего проявляются в подростковом либо раннем юношестве. Объясняется этот факт исследователями таким образом: «При воздействии психогенных факторов, адресованных к "месту с наименьшимо сопротивлением", могут возникать временные искажения адаптации, действий и существенные отклонения в поведении». Классификация акцентуаций подростковых характеров, разработанная А.Е.Личко, выглядит так: 1.Гипертимный тип. Дети этого типа различаются повышенной подвижностью, склонностью к озорству, общительностью, активностью. В происходящие в окружающем мире события они стремятся внести много шума, сами они любят шумные компании сверстников. В случае наличия хороших общих способностей они обнаруживают недисциплинированность, неусидчивость, учатся недостаточно ровно. 2.Циклоидный тип. Данный тип акцентуации характеризуется весьма повышенной раздражительностью и частой склонностью к апатии. Дети данного типа стремятся находиться дома в одиночестве, не стремятся участвовать во встречах со сверстниками. У этих подростков настроение и эмоциональный фон периодически меняется от подавленного до приподнятого (поэтому и назван так представленный тип акцентуации) причем периодв могут продолжаться две-три недели. 3.Лабильный тип. Поведение подростков во многом в этом случае зависит от текущего сиюминутного настроения. Прошлое, настоящее или их будущее в соответствии с настроением может выглядеть то необычно радужного, до мрачно трагического. Они тонко понимают и чувствуют те отношения которые испытывают к ним окружающие люди. 4.Астеноневротический тип. Этот тип акцентуации отмечается сильной мнительностью и часто капризностью, подростки быстро утомляются и становятся раздражительными. Особо часто они утомляютсяь при выполнении сложной умственной работы. 5.Сензитивный тип. Этому типу свойственна завышенная чувствительность, повышенная чувственность проявляется к тому, что его волнует и радует, к тому, что его разочаровывает или страшит. Эти дети не любят шумных и больших компаний, не приветствуют слишком азартных, сильно подвижных или озорных игр. Подростки весьма застенчивы и часто робки в присутствии сторонних людей и, следовательно, их часто воспринимают как дистантных и замкнутых людей. Недостаточно развитые способности они компенсируют выбирая сложные задачи и виды деятельности, проявляя повышенное старание и усердие. 6.Психастенический тип. Данные подростки проявляют ускоренный и ранний тип интеллектуального развития, для них характерна склонность размышлениям и умозаключениям, к глубокому самоанализу и самооценке, а также они склонны серьезно оценивать поведение окружающих. 7.Шизоидный тип. Характерная и существенная черта данного типа акцентуации — замкнутость. Данные подростки вовсе тянутся к сверстникам, они предпочитают быть одинокими, их устраивает нахождении в группах взрослых людей. Они часто демонстрируют проявление внешнего безразличия к окружению, у них отсутствует интерес к людям, они плохо понимают и не стремятся постигнуть состояния других, переживания окружающих. 8.Эпилептоидный тип. Дети с данным типом акцентуации часто плачут, могут буквально изводить окружающих, особенно это характерно для раннего детства. Такие дети, как описывает автор, любят издеваться над животными, дразнить младших, они могут издеваться над беспомощными. Для них типичны — властность, стремление доминировать, эгоизм, жестокость, себялюбие. 9.Истероидный тип. Основная черта данного типа — эгоцентризм, стремление к постоянному вниманию со стороны окружающих к собственной персоне. У таких подростков часто выражена склонность к артистизму, театральности, рисовке, позе. Они с великим трудом выносят, если в их присутствии будут хвалить их приятеля, если другим будут уделяют значительно больше внимания. 10.Неустойчивый тип акцентуации. Этот тип часто неверно определяют как слабовольный, будто плывущий по течению. Дети с данным типом показывают высокую склонность и тягу к развлекательным мероприятиям, порой без разбора, любят праздность и безделье. У них не присутствуют в наличии какие-либо значимые профессиональные интересы, подростки не думают о своем будущем. 11.Конформный тип. Подростки с таким типом демонстрируют необоснованное, конъюнктурное подчинение встретившимся им авторитетам, они склонны к подчинению большинству в группе. Подростки весьма склонны к морализаторству и конформности, а их кредо — «быть как все». 5.5. Способности: виды и характеристика. Следует заметить, что эффективность реализации какого-либо рода деятельности напрямую зависит не от одной способности, а от соответствующего сочетания разнообразных способностей. При отсутствии значимых задатков к развитию некоторых способностей их дефицит может быть реально восполнен за счет более значимого уровня развития других. В психологической практике выделяют существование множества типов способностей. Так, в науке известны различные попытки классификации существующих способностей. В большинстве этих классификаций отличают, во-первых, биологические, или естественные способности (в основе своей они генетически заданы) и, во-вторых, специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др. К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. К числу общих способностей человека мы с полным основанием должны отнести способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются у человека в процессе его жизни в обществе. Без данной группы способностей человеку очень трудно жить среди себе подобных. Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести: музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Следует отметить, что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические способности предопределяют склонность к конкретным практическим действиям. Теоретические и практические способности чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей. Существует также деление на учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др. Определенное сочетание различных высокоразвитых способностей определяет уровень развития способностей у конкретного человека. В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |