Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межгрупповые отношения и взаимодействия




В процессе общения люди, по большому счету, обмениваются не только информацией, но и различными действиями. Взаимодействие как аспект общения проявляется в организации людьми общих действий, направленных на достижение определенной цели в процессе совместной деятельности

В психологии многообразие человеческого взаимодействий целесообразно разделять на такие типы:

•сотрудничество, когда партнеры по взаимодействию активно помогают друг другу, они активно способствуют реализации индивидуальных целей или общих целей совместно-групповой деятельности;

•противоборство, когда оба партнера противодействуют в решении индивидуальных задач, мешают друг другу и блокируют достижение личных целей каждого;

•уклонение от взаимодействия: когда оба партнера стараются избежать активного сотрудничества;

•однонаправленное содействие: в данном случае, один из участников совместной деятельности способствует реализации индивидуальных целей партнера, а второй стремится уклониться от взаимодействия с ним;

•однонаправленное противодействие: в этом варианте взаимодействия один из партнеров активно препятствует реализации целей оппонента, а другой уклоняется от необходимого взаимодействия с первым;

•контрастное взаимодействие: здесь один из партнеров старается действовать с целью оказания помощи другому, а второй активно препятствует первому (в таких ситуациях человек может маскироваться);

•компромиссное взаимодействие: в данном варианте оба партнера проявляют некоторые элементы сотрудничества, а также противодействия.

Вышеперечисленныевиды позволяет обосновать 2 основных типа взаимодействия:

•ориентированное на сотрудничество и кооперацию;

•ориентированное на соперничество и конкуренцию, часто вызывающих конфликтное противоборство.

6.5. Психология малых групп: социально-психологические явления и процессы.

Все разновидности взаимодействия традиционно делят на две группы. К первой относят действия, повышающие эффективность совместной деятельности (кооперацию), а ко второй — действия, снижающие эффективность (конкуренцию).

Кооперация (от лат. cooperatio — сотрудничество) предполагает объединение усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций и обязанностей.

Конкуренция (от лат. concurro — сбегаю, сталкиваюсь) характеризуется достижением целей в условиях противоборства с другими людьми, добивающимися достижения этих же целей.

Итак, общение как взаимодействие (интеракция) определенным образом согласовывает действия отдельных участников совместной деятельности, осуществляет объединение индивидов в определенный вид общности — группу. Под группой понимают ограниченную в размерах общность людей, выделяемую на основе ряда признаков, которые относятся к содержанию совместно выполняемой ими деятельности или характеру общения.

Контактные (реальные) группы объединяют людей, которые имеют общие цели и значимые интересы в какой-либо области жизнедеятельности (семья, студенческая группа или трудовой коллектив и т.д.).

Группы могут быть и условными, включая людей, которые не вступают в объективные, реальные отношения друг с другом, но имеют общие социальные и психологические характеристики (возрастные, половые и т.п.) в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены (студенты).

Реальные группы могут быть классифицированы по ряду признаков. В зависимости от количества участников выделяют большие и малые группы.

Большие группы, в свою очередь, подразделяют на стихийные (толпа, аудитория и т.п.) и исторически сложившиеся (нация, партия и т.п.).

Важное значение в психологии уделяют изучению малых групп, в которых в отличие от больших групп люди, объединенные общими целями и задачами, вступают в непосредственное взаимодействие.

В зависимости от условий возникновения выделяют лабораторные (специально созданные для эксперимента) и естественные (существующие в реальных жизненных ситуациях) группы. В зависимости от способа организации группы могут быть:

формальными (официальными)- их деятельность закрепляется специально;

неформальными (неофициальными) - цели деятельности и обязанности определяются самой группой.

В зависимости от ценности группы для индивида выделяют группы членства, где индивид присутствует в силу обстоятельств, хотя и не разделяет существующие в ней установки, отношения и т.д., и референтные группы, являющиеся для человека эталоном мнения, ценности, образцом поведения и ориентиром для самооценки.

Психологические процессы в малых группах:

1Образование и развитие.

2.Сплочение.

3.Руководство и лидерство.

4.Принятие решений.

5.Групповое давление.

6.Конфликт

В процессе жизнедеятельности группы вырабатываются групповые нормы (от лат. norma — руководящее начало, точное предписание, образец) — совокупность правил и требований, регламентирующих поведение членов группы.

Групповое поведение индивидов регулируется с помощью различных социальных санкций (от лат. sanctio — жесткое наставление) или средств социального контроля, которые могут быть позитивными (поощрение действий, желательных для группы) и негативными (наказание за нежелательные для группы действия).

В результате положение индивида в группе (статус) определяется тем, насколько его поведение соответствует групповым нормам, оправдывая групповые ожидания (совокупность мнений об ожидаемом поведении данного индивида в данной группе).

Особенностью функционирования группы, таким образом, является то, что результаты ее деятельности не сводятся к простой сумме индивидуальных действий, а являются, в данном случае, специфическим продуктом межличностного или группового взаимодействия.

Например, групповое решение может быть более рискованным, чем индивидуальные решения отдельных членов группы. Существует гипотеза, объясняющая такой феномен "сдвига риска" тем, что в случае группового решения индивид чувствует меньшую личную ответственность за рискованные решения.

Важным групповым явлением является феномен лидерства. Лидер (от англ. leader — ведущий) — это наиболее авторитетная личность, за которой все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения и организовывать их совместную деятельность. В отличие от руководителя, который официально управляет группой, лидер выдвигается стихийно в результате психологических отношений "доминирования-подчинения". Оптимальным является совпадение лидера и руководителя в одном лице. В других случаях эффективность деятельности группы может определяться взаимоотношениями лидера и руководителя.

Контрольные вопросы к лекции № 6

1.Какова структура общения?

2.Какими сторонами представлено общение?

3.В чём значение перцептивной стороны общения?

4.Каковы функции коммуникации в общении?

5.Какие социально-психологические явления и процессы наблюдаются в малых группах?

6.Каковы характерные черты малой группы?

7.Каковы особенности межличностных отношений?

Литература к лекции № 6

1.Кричесвкий Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 1991.

2.Островский В. Э. и др. – М.: Вузовский учебник, 2006.

3.Психология и педагогика.Пособие для вузов /Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.