Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История зарождения и развития педагогического знания. Развитие педагогики связано с именами выдающихся ученых-педагогов:




Развитие педагогики связано с именами выдающихся ученых-педагогов:

•Так, впервые педагогическая мысль была оформлена в труде чешского ученого-педагога Я. Коменского «Великая дидактика» (1592–1670г.г.), положила начало развитию педагогической теории и целенаправленной организации школьного обучения.

•И.Песталоцци(1746–1827г.г.), швейцарский ученый-педагог, явился основоположником теории начального образования ребенка. В своем труде «Лингард и Гертруда» он обосновал основную идею → «воспитание = обучение + труд».

•Ушинский К.Д.(1824–1870г.г.) отечественный педагог, основоположник научного воспитания в России. Его главная идея → «демократизация народного образования».

•Макаренко А.С.(1888–1932г.г.) русский педагог и психолог. Его главные теории: «Теория перевоспитания» и «Теория семейного воспитания». Создал теорию детского коллектива, и эта теория включает в себя личностно-ориентированную методику индивидуализации воспитания. Главная идея: → «воспитание, обучение + труд».

•П.Ф. Каптерев детально разработал теорию образовательного процесса, который рассматривался автором с позиций психологии. Основная работа «Дидактические очерки. Теория образования» (1885). Ввел в научный оборот: современный научный термин «образование» как совокупность воспитания и обучения, связь деятельности педагога и учеников и многие другие.

Наиболее краткое, обобщенное и вместе с тем достаточно точная формулировка термина "современная педагогика" - это наука о воспитании. «Воспитание» может использоваться в очень широком смысле слова, включая в себя образование, обучение и развитие личности. Расширение рамок понятия «воспитание» входит в противоречие с традиционным определением науки. Вследствие чего в широком педагогическом языке чаще употребляются более новые категории - «андрогогика» (от греч. «андрос» - мужчина и «аго» - вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» - человек и «аго» - вести).

Во взглядах исследователей на педагогику в нынешнее время наиболее существенными 3 основные концепции.

Ученые первой концепции считается, что педагогика - это междисциплинарная сфера научного знания. Однако такой подход практически отрицает педагогику как самостоятельную исследовательскую науку, т.е. как сферу изучения педагогических феноменов. В ней в данном случае оказываются выделены самые разнообразные и диверсифицированные объекты окружающей действительности (такие как, космос, культура, общество политика и ряд др.).

Другие исследователи рассматривают педагогику в роли прикладной дисциплины, функцией которой является в определенном применении знаний, которые были заимствованны из других наук (в первую очередь психологии, социологии и др.) и адаптированных к решению проблем, появляющихся в сфере обучения или воспитания. В таком случае не совсем может быть разработана целостно-фундаментальная основа для преобразования и функционирования педагогической практики. Сущность педагогики составляют фрагментарные представления о различных аспектах педагогического явления.

Результативной для научной практики, по взглядам ученых, является парадигма, согласно которой педагогика - это самостоятельная отрасль научного знания, которая имеет свой объект и предмет исследования.

Известный отечественный педагог Макаренко А.С. в 1922 году сформулировал объект педагогики. Он считал, что многие определяют объектом педагогического изучения ребенка, но это неверно. Объектом исследования данной науки является «педагогический факт феномен». При этом ребенок (человек) не выпадает из поля внимания воспитателя. Напротив, будучи наукой о человеке, педагогика исследует целеустремленную деятельность обучающих по развитию и формированию личности.

7.3. Основные научные категории педагогики: «образование», «воспитание», «обучение», «развитие» «педагогическая деятельность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая технология», «педагогическая задача».

Становление любой сферы научного изучения связано со становлением категорий и базовых понятий науки, которые конструируют предметную область данной науки.

В педагогике такими основными категориями являются следующие:

Педагогический процесс – эта категория, во-первых, обозначает весь сложный комплекс феноменов, которые исследуются педагогикой, во-вторых, выражает суть этих важных явлений.

Педагогический процесс – это специальным образом организованное взаимное действие педагогов и обучаемых в целях решения проблем воспитания, обучения, образования, а также развития личности человека.

Обучение - специально сформированный, целенаправленный и постоянно управляемый и контролируемый процесс целенаправленного взаимодействия педагогов и обучаемых, направленный на усвоение умений, знаний, навыков, формирование необходимых обществу качеств личности.

Знание - это категория, которая описывает отражение индивидом объективной деятельности в виде научных фактов, принципов, понятий и закономерностей науки.

Умение - готовность осознанно и самостоятельно реализовывать практические и теоретические действия на уровне усвоенных знаний, полученного опыта и навыков.

Навыки - элементы практической деятельности, выявляющиеся при выполнении нужных действий, доведенных до совершенства.

Воспитание - это сложный целенаправленный и особым образом организованный процесс развития и формирования личности обучаемого.

Образование - это сложный процесс, а также конечный результат овладения определенных обществом иерархических уровней наследия нашего общества и обусловленного уровня развития.

Уровни современного высшего образования в России: специалитет, бакалавриат и магистратура. Основную и значимую роль в образовании индивида играет процесс педагогической деятельности, и, прежде всего, две его взаимообусловленные составляющие, такие как обучение и процесс воспитания.

И обучение и воспитание ориентированы на развитие индивида. Обучение обеспечивает накопление опыта в научной и практической сфере, а воспитание - в общественно-социальной.

К числу важнейших категорий научной педагогики также обоснованно можно отнести и базовые понятия, такие как "перевоспитание", «самовоспитание», "саморазвитие", «самообразование», «педагогическая культура» и пр.

Таким образом, в педагогической деятельности все категории взаимообусловленны и взаимосвязанны и образуют эффективный категориально-понятийный аппарат науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.