КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура педагогики и ее связь с другими прикладными науками о человеке
Педагогика имеет очень широкие и разнообразные связи с разными областями знаний о человеке. Ранее всего, образовались связи с философией и психологией, они и по сей день определяют главнейшую роль в становлении педагогики как теоретической и практической отрасли знаний. К числу наиболее эффективных факторов явлений педагогической науки целесообразно отнести ее связь с философией, в которой педагогическая наука определяет для себя основные методологические посылы: философские понятия и категории необходимости и случайности, общего, одиночного и особенного, законы взаимосвязи и взаимозависимости, законы развития и его движущие силы, законы современной диалектики и др. Философия также выступает и теоретической основой осмысления исследовательско-педагогического опыта и формирования педагогической парадигмы. Связь педагогики и психологии вообще является наиболее важной. Так как у них общий предмет исследования, психология как наука изучает законы формирования и функционирования психики человека, а педагогика изучает законы формирования развития личности. При этом воспитание, обучение и развитие детей является ни чем иным как, целенаправленным изменение этой психической сферы (мышления, познания и деятельности). Более того, эти науки имеют сходные показатели развития, обученности, воспитанности детской личности. Результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических свойств воспитуемых. Заметна взаимосвязь и в процедурных вопросах, и методах исследовательской деятельности педагогики и психологии. Своеобразной связью между 2 науками предстает педагогическая психология и возрастная психология, а также разные отрасли психологической сферы знания. Взаимосвязь между наукой педагогикой и экономикой сложна и неоднозначна. Экономика и политика всегда была необходимым условием формирования образованности общества. Важным фактором становления педагогики является экономическое поощрение научных исследований в педагогической области знаний. Взаимосвязь этих наук послужила выделению такой отрасли научных знаний, как экономика образование. Формирование связей педагогики и других общественных наук привело к выделению таких отраслей педагогики, которые определяются как пограничные научные дисциплины. В настоящее время педагогика определяется как сложная систему разнообразных педагогических наук. В ее структуру включаются: 1)история педагогики, которая изучает разнообразные педагогические категории в контексте конкретно-исторических феноменов; 2)общая педагогика, это направление, которое изучает общие закономерности обучения, воспитания развития, а также формирования человека, как личности; 3)частные методы - дидактические методики и процедуры, изучающие специфику применения наиболее общих законов и закономерностей обучения и преподавания отдельных учебных дисциплин. 4)возрастная педагогика (куда включается дошкольная, школьная, вузовская, педагогика, педагогика взрослых людей), рассматривающая возрастные феномены обучения и воспитания; 5)социальная педагогика (куда включаются семейная педагогика, социальная работа и др.), предметом социальной педагогики выступает влияние разнообразных социальных факторов, влияющих на формирование, а также развитие человеческой личности; 6)коррекционная педагогика (включая, сурдопедагогику - обучение и воспитание глухих, тифлопедагогика - обучение и воспитание слепых, олигофренопедагогика - обучение и воспитание умственно отсталых, логопедагогика - обучение людей с нарушениями речи); 7)превентивная педагогика, данная отрасль направлена на решение задач по предупреждению и преодолению различных отклонений и нарушений в поведении людей; 8)прикладная педагогика (связана с различными видами человеческой деятельности, например, военная, космическая, производственная, юридическая, политическая и др.); Как известно, процесс диверсификации в педагогике продолжается. В настоящее время появляются такие отрасли педагогической науки, как философия образования, формируется сравнительная педагогика, педагогика дисциплинарной практики, педагогика отдыха и досуга, и др. Контрольные вопросы к теме №7 1.Что изучает наука педагогика? 2.Дайте определение и характеристику базовых, основных понятий педагогики. 3.Каковы методы педагогического исследования? 4.Характеристика этапов зарождения и развития педагогического знания. 5.Какова структура педагогики? 6.Охарактеризуйте взаимосвязь педагогики и других общественных наук. Литература к лекции № 7 1.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М., 2006. 2.Островский В.Э., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. – М.: Вузовский учебник, 2006. 3.Психология и педагогика: учебное пособие для вузов /Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |