Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательная система России




Образовательные системы зарубежных стран.

Мировое образовательное поле объединяет целый ряд национальных образовательных структур разнопланового типа и уровня, существенно различающиеся по социальным, культурным, философским критериям.

Школы и вузы - академии, институты, университеты, как национальные образовательно-воспитательные структуры, преодолели длительный путь своего исторического развития.

В результате национальных школьных преобразований в XX в.в. были обоснованы базисы обязательного, а также бесплатного первоначального обучения, тем более платного среднего образования; при этом осталась привилегия состоятельных слоев современного общества на самое качественное образование; в результате этих изменений была диверсифицирована программа низшего начального образования; возникли промежуточные виды школ, объединяющие начальный и средний уровни образования; была укрупнена система естественнонаучной средней образовательной подготовки.

Несмотря на отличия европейских структур образования, для них характерна общая сходная черта – преданность модели LiberalArts, реализация которой создает у индивида привычку осуществлять выбор и брать за него на себя большую ответственность. Например, модель дает возможность студентам сделать самостоятельный выбор некоторых курсов из предложенных школой, либо университетом.

Если обучаемый ошибается в своем выборе, то на следующий год он имеет право исправить свою ошибку и выбрать другой курс. Важно, что это его собственный выбор, его собственная мотивация, его собственная ответственность. Такая модель образовательной подготовки приучает обучающегося думать самостоятельно, находить дополнительные источники учебной информации, не ограничивать себя только теми знаниями, которые получены им на уроках.

Более того, данная модель обеспечивает возможностью научиться учиться – охватывать новые знания, но на базе прежних, которые и обеспечивают освоение и приобретение новых. Говоря по-другому, чем больше обучаемый проявляет усердие, тем более он способен выучить.

В США не существует унифицированного образовательного стандарта в школе. Надо понимать так, что школы сами устанавливают перечень, содержание и объем различных предметов, которые необходимы для реализации программы либо начального, либо среднего образования. При этом никто не отвечает за то, что школьники изначально попадают в разных условиях.

В нормативных источниках указывается, что образовательная система в России определяется государством, которое определяет ее структуру в целом, принципы функционирования и перспективные направления ее развития.

Политика государства в сфере образования основывается на ряде принципов, которые отражены в Законе РФ «Об образовании», а именно:

1)гуманистический аспект образования, обеспечивающий приоритет общечеловеческих ценностей;

2)создание единого культурного и образовательного пространства в стране, дающего возможность не только обучать людей, но традиции национальных культур народов;

3)общедоступность образования, приспособление системы образования к характеристикам и особенностям развития и воспитания обучаемых;

4)светский характер образовательных учреждений;

5)демократический, социально-общественный аспект управления образованием, предоставление автономности (самостоятельности) образовательным учреждениям.

Подготовка различных категорий подрастающего поколения к жизни и деятельности, осуществление целей и задач, определяемых обществом в области развития, воспитания и обучения.

До 1992 года система народного образования СССР включала в себя:

-дошкольное воспитание;

-общее среднее образование;

-профессиональное образование;

-среднее специальное образование;

-высшее образование;

-послевузовскую переподготовку и повышение квалификации;

-органы управления.

В современных условиях система образования в России включает в себя следующие взаимосвязанные части:

-государственные образовательные стандарты образовательных программ;

-сеть образовательных учреждений;

-органы управления.

Образовательная программа определяет содержание в образовательном учреждении. Она состоит из двух основных частей.

Первая часть формируется на основе федерального компонента определенного государством стандарта (примерно 70% программы).

Вторая часть создается на основе национальных и региональных компонентов и является обязательной только для граждан России.

Все образовательные программы РФ подразделяются на два вида: общеобразовательные и профессиональные.

К образовательным относятся такие программы:

-дошкольного образования;

-начального общего образования (1-5 классы);

-основного общего образования (5-9 классы);

-среднего (полного) общего образования (10—12 классы).

К профессиональным относятся программы:

-начального профессионального образования;

-среднего профессионального образования;

-высшего профессионального образования;

-послевузовского профессионального образования.

Следующей составной частью системы образования являются образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание воспитания и обучения.

Существуют следующие типы образовательных учреждений:

-дошкольные;

-общеобразовательные;

-профессиональные;

-дополнительного образования;

-специальные (коррекционные)-для детей с отклонениями в развитии;

-учреждения для детей-сирот;

-другие учреждения.

Органы управления имеют три уровня: федеральный, региональный и местный.

На федеральном уровне функционируют органы управления образованием общегосударственного значения:

-федеральные органы;

-другие федеральные органы, имеющие какое-либо отношение к структуре образования.

На региональном уровне находятся органы управления образованием субъектов РФ.

Таковы основные содержательные характеристики системы образования в России.

8.6. Педагогический процесс: сущность и основные закономерности.

В педагогической практике прежних лет использовалось выражение «учебно-воспитательный целенаправленный процесс». Современные исследования показывают, что оно суженное, неполное и не отражает всей сложности явления. Сутью педагогического процесса выступает обеспечение взаимосвязи развития, воспитания и обучения основе тесной взаимосвязанности и общности этих явлений.

Специфика педагогических процессов ясно проявляется при определении форм, средств и методов реализации поставленной цели.

Различаются и методы (способы) достижения обоснованно определенной цели: если избранное обучение применяет преимущественно методы воздействия на познавательную сферу личности, то воспитание, более озабочено средствами, воздействующими на мотивацию, эмоциональную, волевую сферы личности.

Имеют свою особенность методы контролирования и самоконтроля, реализуемые как в обучении, так и воспитании. В процессе обучения, например, в необходимом порядке применяют такие формы как устный контроль, обязательные письменные работы, а также традиционные зачеты и экзамены. Контроль за итогами воспитания не столь жестко регламентирован. Информацию обучающим дают, как правило, наблюдения за процессом деятельности и результатом действий учеников, групповое мнение, качество и объем выполненных программ.

В закономерностях находят отражение объективные, наиболее значимые существенные и необходимые связи и отношения.

Главные этапы организации педагогического процесса:

1)1 этап, это подготовительный этап;

2)2 этап - основной;

3)3 этап - заключительный этап.

На 1 этапе подготовки целенаправленного педагогического процесса формируются необходимые условия его для протекания в заданном направлении и с заданной эффективностью. В ходе него разрешаются такие важные задачи:

1)целеполагание (обоснование и постановка целей);

2)диагностика возможностей педагогического процесса (оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов, а также условий и обстоятельств осуществления данного образовательного процесса;

3)прогнозирование результатов процесса (до начала педагогического процесса);

4)проектирование и планирование.

Основной, т.е. 2 этап включает в себя такие взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы:

-постановка, а также разъяснение поставленных целей и задач будущей деятельности;

-взаимодействие педагога и обучаемых;

-использование выбранных методов, форм и средств педагогического процесса;

-создание оптимальных условий;

-осуществление дифференцированных мер стимулирования педагогической деятельности;

-обеспечение взаимосвязи педагогического процесса с аналогичными процессами образовательной деятельности.

Важную роль осуществляют обратные связи, которые обеспечивают основу для принятия своевременных управленческих решений.

Заключительный этап. Педагог с помощью доступных ему методов наблюдения, анализа выполненных работ, бесед, опросов и других изучает степень решения поставленных задач. Особенно важно при этом выявлять причины недостаточного соответствия хода и итогов процесса задуманному алгоритму и замыслу, определить какие и где произошли ошибки.

Педагогический процесс нуждается в постоянном мониторинге с целью своевременной коррекции его развития в нужном направлении. Объект мониторинга - целостный, целенаправленный педагогический процесс. Уровни мониторинга: государственный, региональный, школьный (вузовский).

Для эффективного мониторинга требуется определенной материальной и технической оснащенности. Разработаны и уже применяются автоматизированные комплексы сбора и анализа информации. Это мощные компьютерные базы, в которые ежедневно вводится вся текущая информация.

8.7. Организация, управление психолого-педагогическим процессом: применяемые средства, методы, способы, приемы управления этим процессом.

Управление образовательными системами – взаимообусловленная система циклически повторяющихся этапов выработки и реализации решений, которые ориентированы на предсказуемое функционирование и продуктивное развитие структуры образования и базовых его частей.

Специфика управленческого труда в образовательном учреждении:

-каждое управленческое учреждение очень индивидуально в своей работе;

-управленческий труд не является обособленным;

-труду руководителя образовательного учреждения свойственно большое разнообразие составляющих его частей;

-большая нервно-психическая напряженность и высокий ритм деятельности, возникновение неожиданных стрессовых ситуаций;

-специфичен объект управления;

-один из объектов управления (педагогический коллектив) является одновременно и субъектом управления;

-широк круг общения – педагоги, сотрудники, дети разного возраста, родители, общественность и др.

-своеобразен труд педагога, трудно поддающийся жесткому программированию и объективной оценки и др.

Методы управления современными образовательными системами:

-нормативные;

-организационно-административные:

-организационно-стабилизирующие

-распорядительные

-методы стимулирующего воздействия

-педагогические;

-социально-психологические;

-экономические;

-психологические.

Контрольные вопросы к лекции №8

1.Раскройте содержание образования.

2.В чём ценность образования?

3.Каковы основные компоненты образовательной системы?

4.В чём суть педагогического процесса?

5.Каковы основные закономерности протекающего в учебном заведении педагогического процесса?

6.Охарактеризуйте зарубежную образовательную систему.

7.В чём суть единства образования и самообразования?

8.Охарактеризуйте образовательную систему России.

9.Дайте характеристику современной тенденции развития образовательных систем.

10.В чём заключается система управления целенаправленным педагогическим процессом?

Литература к лекции № 8

1.Григоровин Л.А., Марцинковская Г.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М., 2006.

2.Островский В.У., Чернышева Л.Н. Психология и педагогика. – М.: Вузовский уч., 2006.

3.Психология и педагогика: уч. пособ. /Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.