Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание как педагогическое явление




Интернет-ресурсы к лекции № 9

1.Педагогика:Лекция1.(http://www.nnspgosu.ru/materials/tef/pedagogics/course/lect01.html)

2.Психология и педагогика. Уч. пособ. /Под ред. К.А. Абульхановой и др. -М.1998. (http://www.gasu.ru/univer/edu/inf/pg/Hf07.htm).

3.Образовательный портал «Универс». Институт психологии и педагогики развития. Всероссийская конференция «Педагогика развития» Инновационный Ресурсный центр «Ступени». (http://ippd.univers.krasu.ru/

 


Тема 10. Лекция «Теоретические и прикладные основы воспитания»

Центральной категорией педагогического процесса выступает понятие «воспитание».

Первоначальное значение этого слова «воспитание» - буквально - вскармливание, питание некоторого ребенка, который не приспособлен к жизни и совсем беспомощен от рождения. Сегодня, упоминая о воспитании, прежде всего подразумевается «питание», а если и перевести его в более широкое значение, то понимается оно в смысле, как «духовное питание».

Обыденное сознание воспринимает понятие воспитание одиозно, потому что подразумевает под ним некоторое «нравоучение», часто «наставление», или же вообще как «нудное морализирование». При понимании в таком ключе человек воспринимает «воспитание» как некоторое посягательство на его личную свободу.

Основное значение слова «воспитание» подразумевает целый ряд педагогических терминов, отражающих явления, которые лежат рядом или достаточно тесно взаимосвязанные с воспитанием.

Становление личности рождает такое педагогическое явление, которое получило название "самовоспитание", сущность которого состоит в том, что объектом воспитания и продуманного воздействия становится собственное «я» воспитанника. Только хорошо организованное воспитание способствует самовоспитанию.

Латентный (скрытый) характер происходящих в личности человека процессов и длительность их формирования ставит как воспитателя, так и самого воспитуемого перед фактом несоответствия личности в целом или несоответствия ее качеств общепринятым нормам.

Стремление ликвидировать, исправить, добавить, скорректировать, появляется как своеобразная ответная реакция на выявленное несоответствие. Таким образом, появилось в педагогике термин «перевоспитание» т.е. отражение данной педагогической деятельности. Используемая приставка - «пере» соответственно означает изменение, необходимость сделать заново. Термин «перевоспитание» используют тогда, когда речь идет об общественно неодобряемом поведении, о негативных качествах личности.

С общественной точки зрения процесс воспитания - это целенаправленная обучение молодого поколения к жизнедеятельности в данном и будущем сообществе, которое осуществляется через социально создаваемые социальные и государственные структуры, все это контролируемая обществом система.

С точки зрения профессионально-педагогической деятельности воспитание - это именно взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Особенности и характеристики воспитательного процесса

1)целенаправленность. Цель близка и понятна воспитаннику;

2)наличие многочисленных объективных и субъективных факторов, главными из них являются: формирующий, преобразующий, побуждающий к самовоспитанию, профилактический и перевоспитательный;

3)скрытый характер результатов, которые не так скоро обнаруживают себя;

4)продолжительность. По сути, он длится всю жизнь;

5)непрерывность, систематичность взаимодействия воспитателей и воспитанников;

6)комплексность, которая означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности;

7)значительная вариантность (неоднозначность) и неопределенность результатов;

8)наличие прямой (от воспитателя к воспитаннику) и обратной (от воспитанника к воспитателю) связи.

Таковы основные подходы к пониманию сущности процесса воспитания.

Базовая структура процесса воспитания и его характеристики.

Структура всего воспитательного процесса предопределяет наличие следующих элементов:

-объективно-субъективных воспитательных воздействий и взаимодействий;

-четко поставленной цели и задач;

-содержания, отвечающего поставленной цели;

-закономерностей, противоречий и принципов воспитания;

-методов, форм и средств воспитания;

-предполагаемых результатов и условий, влияющих на эффективность воспитательного процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.