Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие закономерности и основные направления воспитания




Основные цели и задачи воспитания.

Выделяются в практике воспитания такие цели - общие и индивидуальные. Цель воспитания называется общей, если она отражает качества, которые необходимо сформировать у всех членов общества. Индивидуальные цели воспитания определяются частными задачами по выработке определенных конкретных качеств у конкретного индивида. Современная педагогическая наука выступает за объединение общих и индивидуальных целей.

В ходе практического осуществления цель предстает как целенаправленная система однозначно описываемых конкретных задач. При этом задачи и цель соотносятся друг к другу как целое к части, как система к ее элементам. Следовательно, можно сказать, что цель конкретного процесса воспитания - это своеобразная система решаемых воспитуемым задач. Эта цель формируется потребностями развития современного общества и однозначно зависит от способов производства, темпов технического прогресса, уровня социального и духовного развития, уровня развития практики и теории педагогики как науки, возможностей общества, особенностей учебных заведений, характеристик педагогов, специфики учащихся.

Наивысшая цель - обеспечить каждому индивиду, представителю общества, всестороннее и гармоническое развитие. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая в обозримом будущем реальность при условии разумной ее организации и поддержки всего общества. Сегодня наиважнейшая цель - обеспечить развитие нравственного, умственного, физического, эмоционального аспектов личности, необходимо раскрывать всевозможные творческие способности, созидать гуманистические отношения, создавать условия для расцвета индивидуальности.

К закономерностям процесса воспитания можно отнести следующие.

-Воспитание человека, формирование структуры его личности, его социально психологических характеристик и новообразований предполагают активность самого воспитанника;

-Содержание деятельности учащихся в процессе их целенаправленного воспитания определено изменяющимися потребностями воспитанников и потому вариативно должно определяться на всякий данный момент социального и духовного совершенствования и развития.

-Решающим для благоприятного развития личности при самой интенсивной ее деятельности будет внутреннее состояние воспитанника, определяющее его ценностные отношения к объектам деятельности.

-Организуемая воспитательная деятельность должна сопровождаться или завешаться ситуацией успеха, некоторого достижения, которое должен пережить воспитанник.

Содержание воспитания включает следующие компоненты:

1)умственное воспитание, которое вооружает человека системой знаний, закладывает основы научного мировоззрения. К задачами умственного воспитания относятся:

-формирование упорядоченного научного мировоззрения;

-выработка стремления к развитию, совершенствованию, самоактуализации;

-активизация познавательной деятельности;

-развитие совокупности способностей индивида;

2)физическое воспитание выступает как составная часть воспитательных процессов. Основными задачами данного вида воспитания выступают:

-формирование гигиенических навыков;

-формирование новых актуальных видов движений и операций;

-совершенствование основных двигательных навыков;

-повышение и развитие работоспособности индивидов;

-совершенствование природных физических качеств и навыков;

-укрепление здоровья, совершенствование своего физического состояния;

-развитие желания быть здоровым, оптимистичным, бодрым, стремиться дать радость окружающим;

3)трудовое воспитание (в том числе политехническое образование), которое предполагает:

-формирование трудовых действий;

-изучение орудий профессионального труда, методов, способов их использования;

-приобретение опыта трудовой деятельности;

-формирование знаний основных принципов производственного процесса;

-привитие представлений о современных производственных отношениях;

-развитие интереса к современной производственной деятельности;

-развитие и выявление технических способностей, нового типа экономического мышления индивидов;

-привитие трудолюбия, дисциплинированности, ответственности;

- подготовку к осознанному выбору профессии;

4)нравственное воспитание, основными задачами которого являются:

-формирование высокой нравственности;

-выработка привычек поведения;

-воспитание честности, справедливости, чувства ответственности и долга, совести и чести гражданина, порядочности и др.;

5)эмоциональное (эстетическое) воспитание, предполагающее:

-формирование эстетических знаний, эстетической культуры;

-пропаганду наследия прошлого;

-привитие эстетического чувства и отношения к реальной действительности;

-формирование эстетических чувств;

-формирование эстетического идеала, стремления к прекрасному;

6)семейное воспитание;

7)экологическое воспитание;

8)экономическое воспитание;

9)религиозное воспитание;

10)гражданское воспитание.

Процесс воспитания диалектичен, что выражается в его непрерывном развитии, динамичности и изменчивости. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые являются его движущей основой. Наиболее значимыми являются следующие противоречия:

1)между возникающими у личности новыми потребностями и возможностями их удовлетворения;

2)между уровнем развития личности и образом его жизни, деятельности и поведения;

3)между правами и обязанностями человека и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.