КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социокультурные функции образования и его теоретические парадигмы
Образование как общечеловеческая ценность. Интернет-ресурсы к лекции № 7 1.Педагогика:Лекция(http://www.nnspu.ru/materials/tef/pedagogics/course/lect01.html). 2.Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др.-М.1998. (http://www.gasu.ru/univer/edu/infmat/prog/Hf07.htm). 3.Образовательный портал «Универс». Институт психологии и педагогики развития. Всероссийская конференция «Педагогика развития» Инновационный Ресурсный центр «Ступени». (http://ippd.univers.krasu.ru/
Тема 8. Лекция «Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен. Педагогический процесс» Содержание образования — вступает одним из важнейших компонентов учебного и воспитательного процесса. Содержание образования часто представляет собой систему освоенных навыков, умений и знаний. В содержание образования также часто включается общее развитие обучаемых и их социальный и общественный опыт обучаемых, который был накоплен предшествующими поколениями. В истории современной педагогики давно известны такие теории как, формальное и материальное образования. Сторонников концепции, под названием формальное образование (XVII-XX в.в. — Песталоцци, Гербарт, Кант,Локк) объединяет мнение, что основой знаний является человеческий разум, поэтому наилучшим средством в развитии мышления учащихся выступает изучение языков, а также основ математических знаний. Это вошло в историю в виде “классического” образование. Сторонники же теории "материальное образование" (XVIII-XX в.в. - Гексли, Спенсер и др.) считают, что главным источником знаний обучаемых выступает опыт, следовательно, необходима подготовка таких людей, которые обладают обоснованной естественно-научной подготовкой и практическим опытом. Показателем отбора образовательного содержания выступает степень его инструментальной пригодности для жизнедеятельности и практики. Отсюда появилось название “реального” образования. В педагогике есть принцип как связь школы с жизнедеятельностью современного общества. Но и существует принцип взаимосвязи школы с жизнью воспитуемого. Доминирование первого принципа привело к социоцентрическому — ущербному типу мышления (т.е. интересы государства довлеют над интересами членов этого общества). Показатели отбора содержания образовательных программ должны включать как потребности общества, так и интересы индивида. На протяжении продолжительного процесса формирования университетского образования целесообразно выделить исторически переменчивые типы концепций. Каждая из теорий формировалась в зависимости от условий в определенный этап развития некоторого “образа” универсального педагогического знания. В процессе этого развития культурно-ценностная теория университетского образования базируется на освоение универсальных компонентов культуры и ценностей созданных прошлыми поколениями посредством системного и углубленного исследования трудов мыслителей прошлого. Она ориентирует на дифференцированное познание мира. Стратегия образования принадлежит к проявлению классического образования. «Академическая» парадигма отличается приоритетом в университетском освоении теоретических знаний и прогрессом фундаментальных наук, склонностью подготовки выпускников учебных заведений к поиску совершенно новых знаний, анализу и объяснению объективного мира и действий индивида с позиций гипотез, теории и научных достижений. Суть «профессиональной» парадигмы связана с обогащением и расширением содержания образования. Наука перестает быть самоценной в качестве основного способа познания и исследования окружающего мира. Она также выполняет значимую функцию такой производительной силы, которая развивает как технику, так и производство. «Технократическая» теория университетского образования выступила на передний план в XIX-XX в.в. как своеобразное мировосприятие, значимыми характеристиками которого выступают: доминирование техники и технологий над существующими научно-культурными ценностями общества, узкая практическая направленность образования, узко специфическое развитие современного научного знания. Альтернативой прагматическому и технократическому подходам выступила ориентация образования на гуманизацию этого процесса. Личность современного человека с особенными характеристиками способностей и ее интересов представляет основную ценность «гуманистического» подхода в образовании.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |