Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы педагогического исследования. Методология - учение о базовых принципах построения, общих формах и способах осуществления научно-познавательной деятельности




Методология - учение о базовых принципах построения, общих формах и способах осуществления научно-познавательной деятельности.

В науке определено существование различной иерархии методологий:

-общенаучная методология; частно-научная; предметно-тематическая.

Методы исследования в педагогике - это способы исследования педагогических явлений, извлечения научной информации о них в целях получения закономерных связей, отношений и формирования научных теорий. Все их многоплановое многообразие целесообразно разделить на такие три группы:

-методы исследования педагогического опыта;

- теоретические методы исследования;

-математические методы исследования и обработки данных и методы статистики.

Методы изучения практического опыта (эмпирического познания)- это способы исследования реально сформировавшегося опыта организации образовательно-педагогического процесса. К ним относятся методы:

Наблюдение - восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе чего исследователь определяет конкретный фактологический материал, эмпирические данные, характеризующие специфику протекания какого-либо явления.

Беседа понимается как самостоятельный эмпирический метод исследования для получения значимых разъяснений проблемы, недостаточно изученной в процессе наблюдения.

Интервьюирование - разновидность беседы, специфическая модификация, привнесенная в педагогику из социологии. Оно используется нечасто и предполагает общественное обсуждение. Исследователь придерживается подготовленных заранее вопросов в определенной, установленной им последовательности. Ответы определяются заранее.

Анкетирование - метод широкого сбора фактического материала с использованием анкет. Существует несколько способов анкетирования:

1)контактное анкетирование, которое осуществляется исследователем в процессе контактного общения с анкетируемыми;

2)заочное анкетирование, которое организуется корреспондентами связи;

3)прессовое анкетирование, которое реализуется в средствах массовой информации и на телевидении.

Важный материал может представить изучение результатов деятельности обучаемых, которое выявляет индивидуальность каждого воспитанника.

Особую роль выполняет эксперимент - специально организованный процесс проверки и анализа причинно-следственных отношений.

Выделяются следующие методы и способы теоретического исследования: теоретический анализ.

При теоретическом анализе исследователь

•выясняет причинно-следственную зависимость результатов;

•определяет обстоятельства, при которых наступает то или иное явление;

•стремится отделить случайное от закономерного;

•выводит определенные педагогические закономерности.

Математико-статистические методы используются как правило для обработки данных эмпирических методов. К ним относятся: регистрация, различные виды ранжирования, математическое шкалирование.

Итак, педагогика, как наука имеет свою историю зарождения и педагогического развития, которая начинается с Древнего Рима и продолжается по настоящее время. Сейчас наиболее интенсивно развивается педагогика и считается еще молодой наукой. В связи с интенсивным развитием науки и техники пересматриваются принципы, методы, категории педагогики. Различные инновационные программы находят поддержку на правительственном уровне с обеспечением финансирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.