Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы темперамента и его особенности как проявления свойств нервной системы




Личность, индивидуальность, индивид, субъект, человек.

Для более полного понимания психологии личности в деятельностном подходе необходимо рассмотреть понятия «индивид» и «индивидуальностъ».

Индивид - это человек как единично представленное природное существо, это отдельный представитель Homo sapiens, это есть продукт филогенеза и онтогенеза, единства приобретенного в социальном опыте и врожденного, индивид это носитель своеобразных, индивидуальных черт.

Индивидуальность - это человек, который характеризуется с точки зрения своих значимых социальных отличий от других подобных людей. Индивидуальность заметна и во внешнем облике человека, и в его телосложении, и в выразительности движений, и в чертах сформированного характера, и в темпераменте, и в особенностях способностей, мотивов, ценностей, познавательной сфере личности, в жизненном опыте. Предпосылкой формирования индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе общественного развития человека, его обучения, воспитания.

Приходя в этот мир как индивид, человек незамедлительно обретает особое, уникальное социальное качество, он превращается в личность. Уже в детстве индивид включается в систему исторически сложившихся общественных отношений, которая формирует, развивает его как личность, т.е. как человека, наделенного сознанием, творческими способностями, речью.

Индивидом человек приходит в этот, личностью он становится, а индивидуальность свою отстаивают. (А.Н. Леонтьев).

Отечественные психологи (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.) исследовали различные аспекты проблемы формирования и развития личности. Несмотря на различное понимание конкретных механизмов становления личности в онтогенезе, в качестве условия развития личности названы морфофизиологические особенности мозга, источником развития выступила социальная среда, движущей силой развития названы обучение (воспитание) и деятельность.

Темперамент (от лат. temperamentum – смесь, соразмерность) - это такое психическое свойство личности человека, в котором выражаются динамические стороны его психики и поведения.

О темпераменте судят по внешним признакам: силе, скорости, ритму, темпу психомоторных процессов и движений (действия, речь, походка, мимика, пантомимика, манеры и т.д.)

Темперамент почти не изменяется в процессе всей жизни.

Таблица 6. 4 вида темперамента

(краткая характеристика):

сангвиник подвижный, деятельный; адекватно реагирует на все; мыслительные процессы протекают быстро; легко переключает внимание; легко справляется с задачами; способен осуществлять различные виды деятельности; в целом, это люди, которых большинство и которые по типу темперамента заметно не выделяются из общей массы людей. холерик отличается большой интенсивностью протекания психических процессов; быстро и энергично реагирует на все; активен, порывист, решителен; действует с большим подъемом, инициативой; склонен к лидерству; импульсивен, смел, страстен, остроумен, эмоционален; монотонная, однообразная работа противопоказана; может быть агрессивным дерзким.
флегматик возникновение и протекание психических процессов замедленно; склонен к спокойному обдумыванию любых действий; действует уверенно, спокойно; трудно переключает внимание; усидчив, терпелив, уравновешен; в меру общителен, немногословен; предпочитает размеренный образ жизни и спокойные виды деятельности; не торопится принимать решения. меланхолик психические процессы протекают слабо и очень медленно; слаб, пассивен, заторможен, инертен; склонен к замкнутости, переживаниям; избегает общения в кругу сверстников; осторожен, вял, углублен в себя; легкораним, уязвим, мнителен; склонен к астеническим состояниям; это человек, к которому необходимо особое внимание и, прежде всего, максимум тактичности и понимания, никаких насмешек, упреков, иронии.

Необходимо осознавать, что темперамент - наиболее постоянная и устойчивая характеристика человека. Каждый отдельный тип темперамента способен проявлять себя в определенных личностных чертах - положительных и отрицательных.

Особенности темперамента сказываются на выполнении различных видов общественно-трудовой деятельности. Так, например, в условиях монотонной трудодеятельности индивиды с некоторой слабостью нервной системы вполне могут иметь некоторые преимущества: их завышенная чувствительность предохраняет от развития сонливости, однако в некоторых видах труда, в которых приходится взаимодействовать с достаточно сильными или нестандартными раздражителями, люди с со слабым типом НС могут вообще не в состоянии реализовать свою деятельность на протяжении определенного времени.

Принадлежность типа нервной системы к тому или другому типу темперамента не имеет фатального значения для личности, успехи в личной жизни человека и профессиональной сфере деятельности во многом связаны с его образованием, культурой, пониманием себя и своих личных возможностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.