КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и задачи педагогики
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Сущность... Что такое... Структура ответа •Формулировка определений, базисных категорий и понятий. •Объяснение, расшифровка (при необходимости). •Альтернативные определения (если имеются). •Комментарий (научное и живое практическое истолкование). 2. Генезис... •Откуда есть, пошло, когда и как появилось впервые, как определялось. •Что известно о первоисточниках. •Как происходило дальнейшее развитие. •Современное состояние (краткий комментарий). •Система и ее структура. •Общие принципы строения. •Анализ компонентов системы, связей между ними. •Закономерности развития и функционирования. 4. Технология... •Основные технологические схемы реализации в отечественной и зарубежной школе. •Преимущества и недостатки. •Передовой отечественный и мировой опыт. •Существующие и нерешенные вопросы (проблемы). 5. Собственные оценки... •Альтернативные взгляды, способы реализации. •Ваши собственные оценки, предложения, их обоснованность. •Если бы министром (директором) были вы, то... Выстроенный по такой схеме ответ, за небольшим исключением общих теоретических и исторических вопросов, не оставит сомнений в том, что вы хорошо понимаете сущность проблем, сформулированных в экзаменационных вопросах. Чаще всего ваши ответы преподаватели оценивают, придерживаясь двух критериев — правильности и полноты. По тем дополнительным вопросам, которые возникнут у преподавателя, вы легко догадаетесь, где и в чем ваш ответ не удовлетворяет этим критериям. Итак:
Недостаточно осмысленный ответ, конечно, прежде всего не должен удовлетворять вас самих. Если вы почувствовали, что не сможете должным образом ответить на вопросы, извинитесь и попросите отсрочки экзамена. Этим вы сохраните свой престиж серьезного студента, престиж нашей науки и профессии. Не все сразу становились мастерами. А такую сложную и трудную науку, как педагогика, не всякий одолеет сразу и на высоком уровне. Подумайте, почему вам не удался ответ, найдите причины, устраните их, и ваша следующая попытка обязательно будет удачной. Успеха вам!
Раздел 1 Наука — это система закономерностей, действующих в определенной области. Предмет науки — это то, что она изучает. Предмет педагогики — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия сомнения развеялись окончательно — в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Поэтому педагогика рассматривается уже как общая наука о воспитании. Все чаще употребляются новые названия — андрогогика {от греч. andros — мужчина и ago — вести) и антропогогика {от греч. anthropos — человек и ago — вести). Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция — познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и пособы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Педагогика выполняет социальный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро или медленно оно будет развиваться. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |