Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи педагогики




ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Сущность...

Что такое...

Структура ответа

•Формулировка определений, базисных категорий и по­нятий.

•Объяснение, расшифровка (при необходимости).

•Альтернативные определения (если имеются).

•Комментарий (научное и живое практическое истолко­вание).

2. Генезис...

•Откуда есть, пошло, когда и как появилось впервые, как определялось.

•Что известно о первоисточниках.

•Как происходило дальнейшее развитие.

•Современное состояние (краткий комментарий).

•Система и ее структура.

•Общие принципы строения.

•Анализ компонентов системы, связей между ними.

•Закономерности развития и функционирования.

4. Технология...

•Основные технологические схемы реализации в отечест­венной и зарубежной школе.

•Преимущества и недостатки.

•Передовой отечественный и мировой опыт.

•Существующие и нерешенные вопросы (проблемы).

5. Собственные оценки...

•Альтернативные взгляды, способы реализации.

•Ваши собственные оценки, предложения, их обоснован­ность.

•Если бы министром (директором) были вы, то...

Выстроенный по такой схеме ответ, за небольшим исключени­ем общих теоретических и исторических вопросов, не оставит со­мнений в том, что вы хорошо понимаете сущность проблем, сформулированных в экзаменационных вопросах.

Чаще всего ваши ответы преподаватели оценивают, придер­живаясь двух критериев — правильности и полноты. По тем до­полнительным вопросам, которые возникнут у преподавателя, вы легко догадаетесь, где и в чем ваш ответ не удовлетворяет этим критериям. Итак:

Ответ Оценка
Правильный, полный Отлично
Правильный, полный после наводящих вопросов препо­давателя и ответов на дополнительные вопросы Хорошо
Правильный в основном, достаточно полный после на­водящих вопросов преподавателя и ответов на дополни­тельные вопросы Удовлетворительно
Неправильный Плохо

Недостаточно осмысленный ответ, конечно, прежде всего не должен удовлетворять вас самих. Если вы почувствовали, что не сможете должным образом ответить на вопросы, извинитесь и попросите отсрочки экзамена. Этим вы сохраните свой престиж серьезного студента, престиж нашей науки и профессии. Не все сразу становились мастерами. А такую сложную и трудную науку, как педагогика, не всякий одолеет сразу и на высоком уровне. Подумайте, почему вам не удался ответ, найдите причины, устраните их, и ваша следующая попытка обязатель­но будет удачной.

Успеха вам!

 

Раздел 1

Наука — это система закономерностей, действующих в опре­деленной области. Предмет науки — это то, что она изучает. Предмет педагогики — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Посте­пенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникно­вению особой науки о воспитании детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия сомнения развеялись окончательно — в квалифицированном педагогическом руково­дстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Поэтому педа­гогика рассматривается уже как общая наука о воспитании. Все чаще употребляются новые названия — андрогогика {от греч. andros — мужчина и ago — вести) и антропогогика {от греч. anthropos — человек и ago — вести).

Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фик­сируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция — познавать причины и следствия различным образом организован­ного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и пособы достижения поставленных целей. Теория вооружает пе­дагогов-практиков профессиональными знаниями об особенно­стях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность.

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная дея­тельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учрежде­ниях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматри­вается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем вос­питания, образования, обучения. Педагогика выполняет соци­альный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людь­ми будет пополняться общество, насколько быстро или мед­ленно оно будет развиваться.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, общество­ведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специ­ально организованных педагогических исследований; опыт пе­дагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.