Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Педагогическое понимание в структуре профессиональной компетентности руководителя ОВД




«Учитель, образ его мыслей – самое главное во всяком обучении и воспитании», - писал классик педагогической мысли А.Дистервег.[6]

Исследование феномена понимания является необходимым условием изучения проблемы понимания самой личности, понимания текстов культуры, в том числе профессиональной. Этот ряд включает и проблему понимания в работе руководителя ОВД как практического педагога. Профессиональная деятельность руководителя ОВД осуществляется в ходе взаимодействия различных участников педагогического процесса со своими целями, мотивами, опытом, знанием взаимодействия их позиций, действий, возможностей. Общение – коммуникативное пространство, в котором участники педагогического процесса проявляют свою индивидуальность, реализуют процессы личностного развития.

Профессиональные компетенции руководителя ОВД – основные профессиональные способности, развивающиеся при осуществлении полноценной профессиональной деятельности с опорой на глубокое и всестороннее понимание и корректную интерпретацию условий, обстоятельств и особенностей, в которой она протекает, а также взаимопонимание с ее субъектами.

Педагогическая компетентность руководителя ОВД – характеристика его личности, отражающая уровень развития его способностей к педагогическому проектированию и реализации профессионального замысла, отвечающего запросам общества, его граждан, коллег-сотрудников и своим собственным в области саморазвития и самосовершенствования.

Профессиональная компетентность руководителя включает три блока: правовой, управленческий и приоритетный – психолого-педагогический. Данные блоки помогают определить вектор профессиональной подготовки, а также и повышения квалификации руководителей ОВД. Профессиональная компетентность проявляется тогда, когда решение не может быть достигнуто только путем логического вывода из имеющихся посылок, когда руководитель или сотрудник приближаются к пониманию с использованием гипотез, предположений, догадок, интуиции.

В педагогической ситуации компетентный руководитель проявляет устойчивую положительную эмоциональность, умение мобилизоваться, откликнуться на «вызов» ситуации, быстро оценить обстановку, сформулировать задачу для себя, попытаться найти решение или скорректировать принятое ранее. Педагогическая импровизация побуждается и внешними факторами. Например, в процессе изложения материалов доклада на совещании, лекции в системе служебной подготовки у него рождаются профессиональные аналогии, сравнения, образы, открываются новые зависимости в известном, казалось бы, профессиональном материале.

Источник творческого отношения к происходящему находится в самом руководителе связан с его педагогической эрудицией, свободной ориентацией в изучаемых проблемах, гибкостью педагогического мышления. В сознании руководителя происходит процесс самокритики, самоанализа. Руководитель анализирует собственные профессиональные действия в ходе педагогического процесса изнутри и как бы «со стороны», переживая профессиональный успех и неудачу, ищет возможности коррекции собственной управленческой деятельности.

Руководителю-практику приходится сегодня обнаруживать и решать множество педагогических задач различного характера и уровня. Они подразделяются на оперативные, тактические, стратегические. В целостном педагогическом процессе в ОВД решение любой педагогической задачи - как задачи гуманитарной – осуществляется на разных уровнях одновременно и многопланово. Эта многоплановость отчетливо проявляется в практической деятельности компетентного руководителя-педагога.

«Искусство постижения» руководителем педагогической ситуации развертывается в трех взаимодополняющих полях понимания. Это взаимодействие представляется как многомерное явление, которое основывается на личностных ценностях и в нем открываются новые смыслы для всех участников целостного педагогического процесса, осуществляемого в ОВД.

Ценности – отношения имеют двойственную природу. И руководитель, и рядовой сотрудник одновременно выступают носителями отдельных качеств, которые могут стать предметом познания, оценки или воздействия, и целостной личности, не сводимой к своим частичным проявлениям и не имеющей функциональной определенности. Эти два начала, которые можно назвать предметным и личностным, составляют два полюса, между которыми разворачивается взаимоотношения «руководитель – сотрудник».

Педагогическая деятельность руководителя ОВД полифункциональна. Одна из ее функций – оценивание профессиональной деятельности сотрудника. Отношение к другому неразрывно связано с отношением руководителя к самому себе.[7] В сознании руководителя всегда живет внутренний другой, через которого осуществляется осознание себя. Это внутренний другой, с одной стороны, оценивает и познает самого субъекта, а другой - является субъектом обращения и диалога. В обоих случаях при внешней встрече с сотрудником руководитель относит себя к другому. Поэтому отношение к себе и отношение к другому можно считать разными, но неразрывно связанными сторонами единого педагогического самосознания. Поэтому педагогическую деятельность руководителя невозможно рассматривать как односторонний процесс, направленный и на профессиональное развитие и самосовершенствование сотрудников. При взаимодействии в третьем поле отношений, в поле смыслов необходимым процессом и итогом понимания является развитие всех участников педагогического процесса, в том числе и самого руководителя.[8]

С педагогической точки зрения важно, что общение в третьем поле понимания как реальность субъект - субъектных отношений – это профессиональная реальность, связанная с рождением новых смыслов. Основа для формирования гуманного отношения и выявления ценностей бытия, ценностей – отношений к миру, к профессиональной культуре, к другому и к самому себе.

Аксиологический аспект профессиональной педагогической деятельности руководителя ОВД представляет собой совокупность специфических педагогических ценностей, личностно значимых для восприятия другого и самого себя. У руководителя есть собственные представления о личности каждого сотрудника, о структуре и назначении педагогической деятельности, собственном профессионализме, значении психолого – педагогических знаний в управленческой парадигме.

Классификация педагогических ценностей, представлена ценностями – целями, которые являются логическим обоснованием смысла педагогической деятельности, определяющим ценности личности руководителя в совокупности я – личностного и я – профессионального. Профессиональные и личностные ценности, выступают как основы ориентации сознания и поведения руководителя, как источник и результат его профессионального самосовершенствования.[9]

Составляющими педагогических ценностей являются ценности – средства – сформированная у руководителя концепция педагогического общения, педагогических техник и технологий, педагогического мониторинга, педагогической инноватики. Ценности – отношения раскрывают совокупность отношений участников педагогического процесса в ОВД, внутреннюю позицию руководителя по отношению к себе и собственной профессионально – педагогической деятельности.

В профессиональной подготовке руководителя и организации повышения квалификации особое внимание обращают на обучение пониманию в предметной области «я и безгласная вещь». Вместе с тем опыт понимания в поле отношений «я и мир педагогических явлений» может быть использован в процессе гуманитаризации профессиональной подготовки руководителя для акцентирования его внимания в поле «я в мире педагогических идей и феноменов».

Образование – это преобразование педагогического действия, и его участников. Очень важно, чтобы профессиональная компетентность руководителя была верна гуманитарной природе педагогического процесса в ОВД, способствовала движению навстречу многомерной сложности субъективного мира каждого сотрудника и гражданина, обратившегося за помощью и содействием в органы правопорядка.

Профессиональная компетентность не статична, она «…не исчерпывается схемой «больше – меньше», а характеризуется наличием качественных новообразований». Уровни сформированности профессиональной компетентности руководителя ОВД:[10]

1. бессознательной некомпетентностью («Я не знаю, что я не знаю»);

2. сознательной некомпетентностью («Я знаю, что я не знаю»);

3. актуально сознаваемой компетентностью («Я знаю, что я знаю»);

4. сознательно контролируемой компетентностью

Через понимание каждого сотрудника и диалог с ним компетентный руководитель включает себя в его профессионально – личностную культуру как соавтор. В процессе профессиональной деятельности учатся оба, создавая себя и друг друга, в том числе и как профессионалов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.