КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Педагогика понимания и педагогическая герменевтика в профессиональном взаимодействии ру8ководителя и сотрудника ОВД
Профессиональное взаимодействие дает шанс личности реализовать свой потенциал как специалиста. Поэтому необходимо определить стратегию профессионального взаимодействия руководителя ОВД и подчиненных ему сотрудников. Взаимодействие системы «начальник-подчиненный» строится на основе идей и принципов педагогической герменевтики. Педагогическая герменевтика направлена на поиски смыслов профессионального взаимодействия руководителя ОВД и сотрудников, а также всеми участниками педагогического процесса, осуществляемого в ОВД. Герменевтический подход в профессиональном взаимодействии является одним из путей построения и развития кадрового потенциала ОВД. Педагогическое взаимодействие рассматривается как способ и средство достижения взаимопонимания руководителя и сотрудника. Это способствует развитию духа единой команды, корпоративной солидарности, к достижению высоких профессиональных результатов служебной деятельности. В этом профессионально-педагогическом взаимодействии сотрудник ОВД усваивает профессиональную культуру, взаимоуподобляется с другими профессионально успешными сотрудниками. Сотрудник полиции, получая образование, становится соучастником профессионального культурного процесса.[1] Он может быть не только «потребителем» профессиональной культуры, но и носителем, и творцом ее. Это заключается в том, что развивающаяся культурологическая школа профессиональной подготовки кадров ОВД утверждает свои гуманитарные ориентиры прежде всего за счет предметоцентризма путем увеличения в учебном плане объема дисциплин, изначально считающихся гуманитарными. Гуманизация и гуманитаризация образования осуществляются в логике учебного предмета, в логике информирования. Гуманизация взаимоотношений очень важна в логике профессиональной деятельности, осуществляемой в ОВД. Гуманистический стиль отношений в структуре Министерства внутренних дел РФ и за ее пределами строится на основе понимания и самопонимания сотрудников. Таким образом, использование данного подхода в совершенствовании педагогического процесса в ОВД, позволит изменить к лучшему непростую ситуацию, существующую в МВД России. Построение педагогического процесса в ОВД на герменевтических основаниях выдвигает сложнейшую задачу преобразования стандарта профессиональной деятельности из безличной формы всеобщности в личностную профессиональную культуру сотрудника. Профессиональное взаимодействие сотрудников в данном процессе представляется как единство, синтез знания, опыта и понимания. К средствам педагогической герменевтики относят, тексты наполняющие полиязыковое образовательное пространство, в котором руководитель - педагог осуществляет профессиональную деятельность. В данную деятельность входят тексты, которые создает руководитель во взаимодействии с сотрудниками, коллегами.[2] Важнейшим условием и способом эффективного взаимодействия между участниками педагогического процесса в ОВД является понимание этих текстов. Предмет деятельности руководителя как педагога-практика приобретает в каждой конкретной ситуации статус профессиональной задачи. Деятельность руководителя выступает как решение непрерывного ряда не только управленческих, но и собственно педагогических задач. Противоречие профессиональной педагогической деятельности заключается в том, что педагогическая задача руководителю не задана. Ему непосредственно «дана» конкретная профессиональная ситуация, внутри которой находится и он сам. Задача воспринимается как цель, данная в определенных условиях. Руководитель определяет эти условия; оценивает связи между ними т.е. ставит для себя профессиональную педагогическую задачу. Компетентный в герменевтическом понимании руководитель – это специалист в постановке и решении неточных педагогических задач, которые складываются в той или иной педагогической управленческой ситуации.[3] Профессиональная герменевтическая компетентность руководителя ОВД отражает уровень его способностей и подготовленности к пониманию, проектированию и интерпретации профессионального замысла, отвечающего уровню понимания, запросам сотрудников и собственным. Понимание руководителя ОВД создается через истолкование, интерпретацию управленческого «текста», которым представлена профессиональная ситуация. Поэтому управленческое бытие изначально «герменевтично». В процессе решения профессиональной задачи выражается еще одна важная для руководителя ОВД как педагога-практика ипостась понимания педагогической ситуации. Понимание руководителем ОВД педагогической ситуации, связано с проблемой герменевтического круга. Для понимания этой ситуации и формирования педагогической задачи необходимо понять ее составляющие. Но для понимания этих отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Педагогическое понимание выступает не только как принципы стиля нового педагогического мышления руководителя ОВД, но и определяет само существование педагогического процесса, является его онтологическим основанием. Профессиональное понимание управленческой ситуации – это обнаружение в ней педагогического потенциала, который предполагает не разрыв этого круга, а вхождение в него. Руководителю следует профессионально владеть не только приемами постановки и конкретного решения педагогических задач, но и методологией герменевтического подхода к анализу управленческих ситуаций. Глубинное понимание управленческой ситуации предполагает выход руководителя за ее рамки, в пространство ценностей и смыслов. Герменевтическая культура руководителя ОВД – это ядро его профессиональной зрелости. Она проявляется в опыте построения педагогического процесса в ОВД на принципах понимания всех его участников. Конкретные проявления герменевтической культуры как базовой составляющей профессиональной компетентности и зрелости руководителя при всем их многообразии инвариантны относительно гуманитарных координат управленческой деятельности. Координатами в профессиональной деятельности являются другодоминантность, понимание, диалогичность, рефлексивность, метафоричность. Эти координаты образуют педагогическую систему, в которой происходит мысленная достройка конкретной профессиональной ситуации каждым сотрудником. [4] Содержание профессионального взаимодействия сотрудников ОВД – результат корреспондирования «ставшей» культуры и культур непосредственных участников педагогического процесса. Если содержание профессиональной деятельности дано, то содержание профессионального взаимодействия задано самими участниками педагогического процесса в ОВД. До начала процесса профессионального взаимодействия его содержание предназначено, но не определено до конца. Содержание профессиональной деятельности сотрудников ОВД часто представлено текстами профессиональной культуры (рапорты, приказы, распоряжения и др.). Однако не всякий текст профессиональной культуры становится текстом педагогическим. Таковым он будет для конкретного сотрудника при условии, что перед ним не безлично-вещная информация, а послание автора текста-руководителя, который ожидает нравственной встречи со своим читателем-сотрудником. Поэтому особую педагогическую ценность приобрело Обращение экс-министра внутренних дел РФ генерала армии Р.Г. Нургалиева к сотрудникам ОВД и военнослужащим внутренних войск от 1 августа 2005г. №1/ 5758, основанное на идеи восстановления нравственных начал в профессиональной деятельности (именно обращение, а не приказ, распоряжение и пр.). [5]По существу, этот герменевтический опыт является пока уникальным, никем не повторенным в управленческой деятельности высшего звена МВД РФ. Понимающим контекстом в профессиональных отношениях является результат деятельности руководителя и сотрудника. Оно отражает сложное диалогическое взаимодействие своего и чужого профессионального опыта, слова и действия, мысли и чувства на разных педагогических уровнях осмысления. Он предполагает создание «встречных» текстов, поиск собственных смыслов, корректирует дидактический контекст. Чтобы обеспечить понимание руководителю необходимо раскрыть не только значение того или иного элемента содержания профессиональной деятельности, но и его смысл в профессиональном контексте и в связи с другими элементами социального опыта: знаниями, умениями, навыками, опытом профессиональной деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений сотрудников. Контекстуальные смыслы существуют лишь в сфере субъект - субъектных отношений, т.е. в диалоге. Диалог и понимание на современном этапе необходимы ОВД для эффективной реализации социально-обслуживающей функции. Результатом включения содержания профессиональной деятельности сотрудников ОВД в понимающий и дидактический контексты является «живое» знание, «встречный текст». «Живое» знание – результат сотворчества руководителя ОВД и его коллег. В современном мире подлинное понимание как способ становления руководителя в ареале профессиональной культуры является условием существования и развития профессиональной культуры в целом и самого руководителя в частности, культуры эффективных взаимоотношений и взаимодействия с коллегами, с гражданским обществом.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |