Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Технология педагогической герменевтики как педагогики понимания в деятельности руководителя ОВД




Понимание является важнейшей составляющей теоретической и духовно – практической деятельности, понимание текстов культуры есть обнаружение их смысла, понимание связано с объяснением, является методом познания, более того, понимание – это способ бытия личности. Понимание имеет циклический характер, и эта цикличность проявляется в особенности процесса понимания – герменевтическом круге.

Чтобы понять научный или управленческий текст, его необходимо объяснить, но для этого необходимо понимание. Для понимания целого необходимо понять его отдельные части, а для понимания отдельных частей нужно иметь представления о смысле целого. Так, можно понимать части целого, иметь представления об этом целом, но не понимать сложившейся профессиональной ситуации. И тогда «вхождение в герменевтический круг» не происходит, а оно позволяет понять воспитание как явление общественной жизни.

Вхождение в герменевтический круг для понимания того или иного явления культуры имеет не только культурологическую, философскую, естественнонаучную, но и историко – педагогическую традицию. Как утверждал римский оратор и философ Квинтилиан, мы обнаруживаем ее уже в античной педагогике: стремление к учению основывается на воле, на которую нельзя действовать принуждением.

Герменевтический круг – особенность процесса понимания, отражающая его цикличный характер.

Анализ герменевтического круга в целостном педагогическом процессе позволяет выделить еще одно поле понимания помимо указанных в предыдущих параграфах – операциональное, или технологическое.

Технология профессиональной деятельности руководителя ОВД – система знаний о нормах управления, способах организации служебного процесса; установление последовательности действий, приведение их в соответствие с условиями службы для себя и своих подчиненных с ориентацией на достижение высокого коллективного профессионального результата.[11]

Технология профессиональной деятельности руководителя как знание предписывающего характера предполагает ряд действий, определяющих технологический уровень управления:

· распределение рабочих задач;

· описание результативных характеристик сотрудников;

· анализ имеющихся средств управления;

· разработку алгоритма управления служебной деятельностью;

· педагогическую проекцию достижений сотрудников;

· предвидение компенсаторных и коррекционных средств управления;

· разработку педагогико – диагностического аппарата и др.

Элементы педагогической технологии профессиональной деятельности руководителя ОВД включают в себя:

· конструктирование целостного педагогического процесса в ОВД;

· организацию воспитывающей деятельности, ее регулирование и стимулирование;

· педагогическое общение с сотрудниками, коллегами, гражданами;

· развитие индивидуальности сотрудников, стимулирование их готовности к самосовершенствованию.

В правоохранительной системе служит немало руководителей, мастерски владеющих техникой решения педагогических задач, совершенствующих имеющиеся и разрабатывающих собственные уникальные педагогические приемы. Данный педагогический поиск является следствием неудовлетворенности результатами правоохранительной практики вообще и управленческой в частности, неэффективности педагогического экспромта, на который зачастую уповают «бывалые» руководители. Педагогическая технология руководителя направлена на построение, организацию, упорядочение внешних условий педагогического процесса в ОВД.

Данные технологические действия зависят не только от прагматических целей, конкретного содержания профессиональной деятельности, но и от вида профессионального обучения сотрудников (проблемное, модульное, диалоговое, контекстное, программированное), соответственно характеризующего целостный педагогический процесс.

Осознание руководителем координирующих начал профессиональной деятельности – непременное условие выбора той или иной педагогической технологии с его стороны. По отношению к технологии эти начала «вненаходимы» и поэтому оцениваются как второстепенные, несущественные. Однако известно, что «прогрессивность в деталях только увеличивает опасность, порождаемую слабостью координации». [12]Результаты применения той или иной технологии затмевают ее координирующие начала. В данном случае речь идет об опасности низведения гуманитарного процесса правоохранительной деятельности к технологическому, технократическому, воспроизводящему.

Так же заметны различия в педагогических технологиях, когда руководитель подвергает анализу основания реализуемого им педагогического процесса. В этом случае педагогическая рефлексия отражает собственно две стороны отношения «руководитель – педагогический процесс»: выразить, воспроизвести содержание профессиональной деятельности в себе и для другого; выразить, воспроизвести себя и другого в педагогическом процессе.

Первая сторона выступает предпосылкой теоретического отношения к педагогическому процессу и его содержанию. Данное отношение рассматривается на основе относительно упрощенных принципов естественнонаучного стиля мышления (объяснения, сохранения, соответствия, наблюдаемости) и поэтому легче поддается технологическому описанию.

Вторая сторона является предпосылкой отношения, названной рядом исследователей духовно – практическим опытом. В этом отношении знание руководителя о профессиональной деятельности не опосредовано рационально – логическими построениями и выступает в форме причастности. В данной ситуации доминируют принципиально не формализуемые, а следовательно, и полностью не поддающиеся технологическому описанию отношения личностной обращенности, сопричастности, понимания, диалогичности.

В этом случае педагогическая технология профессиональной деятельности как выражение духовно – практического отношения непосредственных его участников (руководителя и сотрудников) будет осуществляться с учетом их реальных возможностей совместно проектировать и организовывать педагогический процесс в ОВД. Можно сказать, что выстраивание руководителем личностных отношений с сотрудниками на этих основаниях потребует от него определенной выдержки, такта, чувства меры, педагогического артистизма, т.е. всех его компонентов его творческой индивидуальности.

В этом случае зафиксированное в различных нормативных документах содержание профессиональной деятельности будет основанием, условием, поводом для взаимодействия участников педагогического процесса в ОВД, а сам педагогический процесс – явлением сопряжения трех культур: «ставшей», зафиксированной в нормативных документах содержания профессиональной деятельности, культуры сотрудника, а так же его внеслужебного опыта, культуры руководителя, в числе и его профессионального опыта.

Именно «управление – учение» является основным соотношением, которое утверждает процесс обучения и придает собственно дидактический смысл. В основе этого отношения лежит направленность всех участников педагогического процесса друг на друга. Эта направленность, является стратегией построения педагогической технологии.

Приобщение руководителя ОВД не только к предметной, но и операциональной стороне знания выступает как один из путей гуманитаризации его профессиональной подготовки. Исходным положением, лежащим в основе этого тезиса, является закон развития знания в единстве его предметной и операциональной сторон. Гегель в «Науке логики» называет этот закон оборачиванием метода.[13]

Взаимопереходы предметной и операциональной сторон проявляются в следующем:

· предметное знание выступает в качестве объекта познания;

· предметное знание, используемое для объяснения явлений и процессов, само становится предметом объяснения на базе более общих теоретических представлений;

· нормативы и предписания метода профессиональной деятельности становится предметом специального обучения;

· происходит переход обучающих от использования метода без четкого его определения и осмысления к сознательному следованию его предписаниям в учебной деятельности;

· в методе воплощена не только деятельность сотрудника по использованию метода для получения предметного знания, но и деятельность самого руководителя по превращению его в субъективное достояние специалиста правоохранительной сферы.

Взаимодействие предметной и операциональной сторон профессионального знания создает объективные предпосылки для развития у специалиста правоохранительной сферы рефлексии, направленной на технологию педагогической деятельности. Рефлексия означает, что личность отдает себе полный и ясный отчет в том, что и как она делает, т.е. осознает схемы и правила, в согласии с которыми действует. А руководитель, оценивает, правильно ли действовал сотрудник в той или иной профессиональной ситуации.

Рефлексивность – один из принципов стиля нового педагогического мышления руководителя ОВД, следование которому предполагает анализ не только собственной профессиональной деятельности и ее результатов, но и деятельности своих сотрудников, коллег, иной профессиональной деятельности.

Стремление сотрудников понять поведение не только субъектов правоотношений, но и собственные действия по отношению к ним, возникает в тех случаях, когда на пути познания появляются барьеры и интеллектуальные тупики, обнаруживается сомнительность полученного профессионального результата, возникает необходимость выбора.

Эти положения получают технологическую интерпретацию при использовании приемов формирования рефлексирующего мышления специалиста правоохранительных органов, ориентированных на технологию педагогической деятельности. Приминительно к руководителю воспитание такой характеристики стиля нового педагогического мышления является задачей первоочередной важности. Способность «мыслить о мысли» выступает как необходимая предпосылка выполнения дидактических операций: прогнозирования трудностей, с которыми может столкнуться сотрудник при исполнении служебных обязанностей, анализа природы допущенных сотрудниками ошибок, предвидения логики познавательного движения сотрудников в профессии, разработки алгоритмических предписаний, конструирования проблемных ситуаций. Там, где сотрудник выходит на уровень методологической рефлексии, явственно обозначается его переход на собственно педагогические позиции. С этой целью возможно планирование и включение в живой педагогический процесс в ОВД следующих приемов:

- корректировки обыденных знаний и способов познания сотрудников;

- побуждения сотрудников к анализу житейских знаний и способов познания;

- создание проблемных ситуаций путем сопоставления данных обыденного и научного опыта;

- вооружения сотрудников приемами опровержения неверных профессиональных ассоциаций, сложившихся за границами познания;

- дидактической оценки сотрудниками на занятиях в системе служебной подготовки вариантов решения служебных задач;

- заданий сотрудникам на обнаружение в сложившейся правоохранительной практике методических неточностей;

- раскрытия руководителем педагогического замысла при постановке сотрудниками управленческой задачи.

Жан Пиаже отмечает, что «познать предмет не значит снять с него простую копию, это значит воздействовать на него для того, чтобы преобразовать его и уловить в этих преобразованиях механизм его производства». Механизм производства и преобразования предмета изучения связан с процедурами, вытекающими из принципов научного стиля мышления – наблюдаемости, простоты, объяснения и др. Так, следование принципу простоты предполагает поиск аналогии, идеализацию, моделирование связи, отношения путем замещения, фиксацию идеального объекта в различных формах, запись связи, отношения в символической, знаковой форме, уточнение аспекта и границ упрощения.

Понимание преобразования объекта в предмет и последующее его изучение реализуется в познавательном цикле в педагогическом процессе в ОВД. Благодаря многочисленным познавательным циклам, развертывающимся по схеме познавательная ситуация – эмпирическая область – объект – предмет – средства – результат, происходят изменения субъекта учебно – познавательной деятельности. В своем единстве эти изменения выступают как приобретение новых способностей, т.е. новых способов действия с научными понятиями и с реальными объектами. Наблюдая, упрощая, объясняя предмет изучения, сотрудник тем самым преображает, изменяет, раскрывает его для себя и таким образом познает его. Но следование предписаниям стиля мышления преобразует не только предмет изучения: изменяя этот предмет в соответствии с требованиями научного стиля мышления, специалист правоохранительной сферы изменяет и себя самого, формируясь как субъект учебно – познавательной и профессионально – преобразующей деятельности.

Очевидно, что приобщение сотрудников к анализу профессионального знания, опыта и способам их получения является одним из резервов совершенствования профессиональной подготовки специалиста правоохранительной сферы. Овладение методами такого анализа для руководителя ОВД является обязательным условием его профессиональной пригодности.

Анализ предметной и операциональной сторон педагогического знания в их единстве, самостоятельный перевод сотрудниками знаний – описаний в знания – предписания оказываются затруднительными. Сотрудник при решении профессиональных задач отталкивается прежде всего не от вопроса «как?», а от вопроса «что?». Ведь в ходе его профессиональной подготовки в высшей школе осуществляется в первую очередь установление причинно – следственных функциональных, генетических, структурных и других связей. Профессиональная подготовка по своей направленности и сути «технологична»: она строится на основе знания сущности объекта и ставит своей целью научить сотрудников полиции профессиональным умениям и навыкам перевода объекта из одного состояния в другое, сущего – в должное, желаемое.Поэтому преодоление односторонности сложившегося еще в высшей школе подхода к овладению научным знанием – одно из необходимых условий совершенствования педагогической технологии профессиональной подготовки специалиста правоохранительной сферы.

Профессиональная практическая деятельность руководителя носит технологический характер. [14]Данная практика осуществляется как решение непрерывного ряда педагогических задач. Такое представление о педагогической деятельности является весьма актуальным для профессиональной подготовки руководителя. В нем подчеркивается нормативный характер педагогической деятельности руководителя ОВД. Выделяются, следующие этапы решения педагогической задачи руководителем:

· анализ исходных психолого–педагогических данных сотрудника или кандидата на службу;

· сопоставление исходных психолого–педагогических данных с проектируемым педагогическим результатом;

· постановка и обоснование главной воспитательной задачи на определенный период времени и выдвижение системы служебных перспектив перед сотрудником;

· определение педагогической позиции руководителя в организации решения служебных задач коллективом и конкретными сотрудниками;

· включение всех учащихся в активную деятельность, направленную на реализацию поставленных задач;

· определение содержания, методов, форм их реализации;

· оценка полученных данных и сопоставление их с запланированными.

Выделяют четыре этапа решения педагогической задачи:[15]

- осознание сотрудником как субъектом профессионального воспитания возникших в служебной практике качеств и отношений, которые требуют обоснованного педагогическое воздействия со стороны руководителя: этот этап связывается с вычленением задачи из ситуации и ее постановкой;

- принятие руководителем педагогических решений и планирование педагогического процесса в ОВД;

- реализация педагогического замысла и руководство педагогической деятельностью сотрудника как субъекта воспитания в реализации процесса самовоспитания и самосовершенствования;

- анализ результатов решения педагогической задачи руководителем, определение качественно нового личностного состояния сотрудника как субъекта воспитания и выдвигаемых новых педагогических целей.

Демонстрация сотрудникам общности структур профессиональной деятельности правоохранителя и исследователя – экспериментатора подчеркивает творческий и в то же время технологический характер их профессиональной деятельности.

С этой целью в постановке служебных задач сотрудникам, имеющих ярко выраженную педагогическую природу, руководитель может использовать следующие дидактические приемы:

- побуждение сотрудников к выделению эмпирической области в педагогической задаче;

- получение отрицательных результатов наблюдения или эксперимента;

- «речевая обработка» процесса профессиональной деятельности;

- приобщение сотрудников к выделению предмета изучения, педагогического наблюдения, анализа.

В реализации, например, приема «ограничение известной закономерности» предметом рефлексии могут быть результаты не только данной профессиональной ситуации, но и предшествующих, в том числе и из практики сотрудников других органов и подразделений внутренних дел.

Общим для всех предлагаемых дидактических приемов являются перспективный и ретроспективный анализ познавательного цикла, стимулирование осознания сотрудниками оснований собственной профессиональной деятельности. Обеспечение взаимосвязи предметной и операциональной сторон в педагогическом процессе в ОВД направлено на повышение его эффективности, на помощь сотруднику в его становлении как субъекта педагогически преобразующей деятельности.

Рефлексия способствует плодотворной работе, когда она осуществляется осуществляется не над совершающейся, а над совершившейся профессиональной деятельностью.

Противоречивость педагогической ситуации разрешается в тех динамических отношениях, которые связывают между собой актуально сознаваемое и сознательно контролируемое самим руководителем. Специфика педагогического процесса в ОВД такова, что сотрудник в нем является не ставшим, а становящимся субъектом профессиональной деятельности. Поэтому реализация дидактических приемов формирования у сотрудников рефлексии сейчас оборачивается в прошлое и обращена в будущее. И если сейчас заключение конкретного профессионального цикла, рефлексивные действия сотрудников занимают место актуально сознаваемых, то потом в последующих профессиональных циклах, эти рефлексивные действия занимают место сознательно контролирующих этапов профессионального цикла: «Оптимально построенный учебный процесс отражает предшествующий материал и позволяет учащемуся делать обобщения, выходящие за пределы данной темы».[16]

Таким образом, формирование рефлексии у сотрудников ОВД возможно непосредственно в целостном педагогическом процессе. Предметная и операциональная стороны педагогического знания являются элементами содержания профессиональной деятельности, и овладение этими сторонами должно включаться в число задач, стоящих перед сотрудником. Предпосылкой формирования у сотрудников ОВД рефлексирующего мышления служит закон развития научного знания в единстве его предметной и операциональной сторон, и это открывает путь для приобщения сотрудников к знанию самой структуры профессиональной деятельности. С другой стороны, знание этой структуры позволяет сотруднику обнаруживать смыслы в технологии самого педагогического процесса. И это обнаружение будет эффективным, если руководителю вместе с сотрудниками удастся создать атмосферу взаимопонимания и сопричастности.

 

Заключение

Выделим основные положения педагогики понимания в управлении органом внутренних дел.

Придание всему процессу воспитания смыслообразующего характера. Профессиональное воспитание в ОВД как целенаправленный, системный процесс должно быть наполнено глобальным смыслом актуализации, воспитания и развития профессионально значимых личностных качеств сотрудника для максимально эффективного осуществления служебной деятельности; раскрытия потенциала всех его творческих, профессиональных сил, устремлений, возможностей.

Разъяснение сотруднику смысла непрерывного энергичного самосовершенствования и помощь в его осуществлении. Эти обстоятельства и условия способствуют побуждению и энергичной практической работе сотрудников в указанном направлении. Педагогика располагает опытом и рекомендациями по самоорганизации и методам такой работы, а руководители способны оказать помощь сотруднику на пути «самостроительства».

Разъяснение сотруднику смысла следования в службе и жизни цивилизованным социальным, нравственным, поведенческим ценностям и предписаниям. Особое значение для сотрудников ОВД имеют ценности долга, ответственности, чести, достоинства, совести. Понятие чести выражает формальное признание, уважение к личности сотрудника полиции со стороны государства и общества в целом за соблюдение им общепринятых нравственных и правовых, профессиональных норм. Понятие достоинства связано с осознанием и признанием важности и успешного, нравственно безукоризненного выполнения своего долга. Сохранение чести и серьезное отношение к достоинству возвышает сотрудника в глазах других людей и своих собственных, обогащает смысл того, что он делает.

Разъяснения и углубление смысла службы в ОВД. Смысл службы в укреплении законности и правопорядка в обществе, защиты граждан от преступных посягательств. Но есть и личный смысл – свмоутверждение путем достижения успехов в жизни, наличие условий для личностного и служебного роста, совершенствования качеств, развития способностей, повышения юридического и социально – педагогического, специального психологического профессионализма и образованности. Он достигается не только устными разъяснениями, но и убеждением в опыте службы, когда последняя организована должным образом, с условиями для профессионального роста, с полной социальной защитой, уважением прав и человеческого достоинства, с заботой о личном составе.

Педагогическая организация близких и далеких перспектив. Это направление работы было разработано в педагогике и успешно использовано классиком педагогической теории и практики А.С.Макаренко.

Организация близких и дальних перспектив служебной деятельности – один из краеугольных камней управленческой деятельности руководителя ОВД, который должен четко представлять себе перспективы развития профессиональных способностей и качеств подчиненных ему сотрудников, возможности их карьерного роста, раскрытия личностно – профессионального потенциала.

Постоянный интерес к реальной работе каждого сотрудника по самосовершенствованию, поддержание устойчивой мотивации к ней и оказания действенной помощи. Такая работа гуманна по своей сути и существенна при решении служебных задач каждым сотрудником.

Формирование и поддержание устойчивой мотивации достижения жизненного и профессионального успеха, а не мотивации избегания неудач, выражающейся подчас у сотрудников в атрибутике, а не в самой деятельности, - одна из основных психолого – педагогических задач руководителя ОВД.

Организация службы в ОВД, подразделении в строгом соответствии с теми общечеловеческими и профессиональными ценностями, смысл которых руководитель, воспитатель стремится помочь постичь сотруднику.

Деятельность сотрудника ОВД, находящегося на страже законных прав и интересов граждан, является глубоко гуманной по сути, обращенной к нравственным ценностям свободы и счастья человека в гармонии с окружающими. Донести эту идею до рядового сотрудника и организовать служебную деятельность в подразделении на ее основе – миссия руководителя с опорой на принципы педагогики понимания.

 

Список литературы:

1. Брудный А.А. Другому как понять тебя. М.,2000.

2. Гадамер Х.–Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.,1993.

3. Лобок А.М. Содержание образования: конфликт парадигм // Перемены. 2000. №3. С. 30.

4. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М.,2003.

5. Ракитов А.И. Диалектика процесса понимания // Вопросы философии. 2010.

6. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 2004.

7. Сенько Ю.В. Педагогика понимания: учеб. пособие. М.,2007.

8. Сердюк Н.В. Введение в педагогическую герменевтику для руководителей правоохранительных органов: монография. М.,2006.

9. Сердюк Н.В. Кадровое и психологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов на основе принципов педагогической герменевтики // Труды Академии управления МВД Росии.2006.№4.

10. Сердюк Н.В. Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органа внутренних дел: монография. М.,2008.

11. Сердюк Н.В. Педагогика понимания в управлении органом внутренних дел // Труды Академии управления МВД Росии.2010. №2

12. Сердюк Н.В. Педагогика правового воспитания населения и участие в ней органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД Росии.2008.№4.

13. Сердюк Н.В. Смысл и значение службы в органах внутренних дел как призвания Труды Академии управления МВД Росии.2011.№1.

14. Сердюк Н.В. Экзистенциальная педагогика и воспитание в органах внутренних дел // Труды Академии управления МВД Росии.2008.№2.


[1] Лобок А.М. Содержание образования: конфликт парадигм // Перемены. 2000. №3. С. 30.

[2] Сердюк Н.В. Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органа внутренних дел: монография. М.,2008.

[3] Сенько Ю.В. Педагогика понимания: учебное пособие. М., 2007.

[4] Сердюк Н.В. Введение в педагогическую герменевтику для руководителей правоохранительных органов: монография. М., 2006.

[5] Официальный сайт МВД РФ. URL: http: // www. mvd. ru

[6] Сенько Ю.В., Фроловская М.Н. Педагогика понимания. М., 2007. С.94.

[7] Брудный А.А. Другому как понять тебя. М.,2000.

[8] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 27.

[9] Сластенин В.А. Педагогика. М.,2002. С.527.

[10] Выготский Л.С. Собр.соч. В 6т. М., 1984. Т. 4. С. 247.

[11] Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М., 2005. С.187.

[12] Уайхед А.Н. Наука и современный мир. М.,2008. С.259-260.

[13] Гегель Г. Наука логики. Спб., 2008. С.156.

[14] Сердюк Н.В. Экзистенциальная педагогика и воспитание в органах внутренних дел // Труды Акадамии управления МВД России.2008. №2.

[15] Сердюк Н.В. Смысл и значение службы в органах внутренних дел как призвания // Труды Академии управления МВД России. 2011. №1.

[16] Брунер Дж. Психология познания. М.,2005. С.371.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.