Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественная направленность воспитания




 

Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общест­венный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и при­нуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил» (Г. Сент-Джон). Со временем содержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, то личностную направленность. В отечественной педагогике он также неод­нократно изменялся. От общего принципиального положения: воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни — сохранилось мало.

Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных сис­тем успешно проводят в жизнь идеологические установки, поли­тические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, кон­ституции, законов. Этот принцип требует подчинения всей дея­тельности педагога задачам воспитания подрастающего поколе­ния в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование соци­ально необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государствен­ный заказ в сфере воспитания. Если государственные и обществ венные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естест­венно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и личности реали­зация принципа затрудняется, становится невозможной. У вос­питателя недостает конкретного фактического материала для полноценного воспитания. Школа — не госучреждение, а соци­альный институт, общественно-государственная система, при­званная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общества и личности. Нарушение этого взаи­модействия приводит к застою школы. Школа как общественно-государственный институт не может жить только на государ­ственном дыхании. Рано или поздно общество вновь должно прийти к ней на помощь. Должна быть преодолена отчужден­ность общества от школы и школы от общества, изолированность школы от процессов, происходящих в общественной жизни, а также узость и корпоративность профессиональных педагогов. Педагоги будут осознавать себя не монополистами, а лишь упол­номоченными народа в деле воспитания.

Для преодоления процесса огосударствления школы в раз­витых странах создана сеть частных (общинных) школ; реали­зующих цели определенных слоев общества, которые могут и не совпадать с государственными. И несмотря на то, что обучение в государственных школах бесплатное, а в частных — платное, население (от 50 до 80—85% в разных странах) предпочитает платить за возможность воспитания своих детей на общественно-личностных ценностях. Наша страна также постепенно вклю­чается в этот процесс.

Реализуя принцип общественной направленности воспитания, педагоги будут:

•Добиваться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками, избегать лозунговой педагогики, многословия, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе полез­ной деятельности, где складываются отношения между воспитан­никами, накапливается ценный опыт поведения и общения. Однако, чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная), к которой привлекаются воспитанники, имела вос­питывающее значение, необходимо формировать у них обще­ственно ценные мотивы деятельности. Если они высоконрав­ственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспита­тельный эффект.

•В процессе выработки социальных качеств сочетать органи­зацию разнообразной общественно полезной деятельности с целе­направленным формированием сознания воспитанников посред­ством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно подкрепляется полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.

•Вводить специальные школьные предметы и наполнять со­ответствующим содержанием другие школьные дисциплины.

•Включать в общественные процессы ребенка с раннего дет­ства, начинать гражданское воспитание в юном возрасте. Чувст­во социальной ответственности вырабатывается несколько позже, в школе второй ступени. На всех этапах формирования социаль­ных качеств будут заботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и уровню развития учеников. Уже в школе пер­вой ступени дети легко усваивают такие понятия, как «кон­ституция», «власть», «авторитет», «закон», «ответственность», «правительство» и др., если их формирование осуществляется на конкретных примерах, тут же подтверждается практикой и закрепляется. Школа второй и третьей ступени закрепляет и раз­вивает необходимые понятия, воспитывает убеждения, формиру­ет гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам.

•Преодолевать апатию, инертность, социальное отчуждение молодежи. Для этого необходимо добиваться ускорения темпов социализации, которые в последние десятилетия снизились. Часть молодых людей не торопится принимать на себя от­ветственность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собственную. Уход от трудностей жизни, безразличие к обще­ственным делам распространены повсеместно. В этом повин­ны и общество, не предоставляющее молодым людям над­лежащих условий для ускоренного развития, и система воспи­тания, отводящая молодым людям роль «недорослей», и семья, создающая условия для иждивенчества, долгих поис­ков своего места в жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.