Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество сверстников и детская субкультура




СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

Особая роль в процессах социализации принадлежит средст­вам массовой коммуникации, которые являются разновидностью массового общения людей. Основные функции массовой комму­никации — поддержание и укрепление общественных отношений, утверждение идеологии правящих групп, социальное регу­лирование и управление, распространение научных знаний и культуры, организация развлечений и т. д. Следует отдельно выделить социально-психологические функции массовой коммуникации, в основе которых лежат потребности как общества в целом, так и отдельных социальных групп и людей. Информа­ция о социальных явлениях и группах, получаемая из средств массовой коммуникации, облегчает усвоение отдельным челове­ком социального опыта общества, его преобразование в собст­венные ценности и установки. Массовая коммуникация предос­тавляет неограниченные возможности для выбора социальных установок и ценностных ориентации личности. При этом наибо­лее продуктивно использование механизма идентификации, т. е. отождествление себя с членами этих групп.

Ребенок рано начинает испытывать воздействие средств мас­совой коммуникации. Первое место по своему влиянию на детей занимают электронные средства: кино, телевидение, видео. Они значительно потеснили печатные средства. Под их влиянием у современных школьников происходят серьезные изменения в психике. Особые проблемы возникают в связи с внедрением в на­шу жизнь компьютеров.

 

Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в таких малых группах, как группы детского сада, школьные классы, раз­личные неформальные детские и подростковые объединения. В детских и подростковых группах выделяются функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отно­шения между сверстниками.

Функционально-ролевые отношения зафиксированы в специ­альных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого.

Основная функция эмоционально-оценочных отношений в детской и подростковой группе — коррекция поведения сверст­ников в соответствии с принятыми нормами совместной дея­тельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения — симпатии, дружеские привязанности и пр. Они возникают в онтогенезе довольно рано. Так, если дошкольник следует этим нормам, то он оценивается другими детьми пози­тивно, если отходит от этих норм, то возникают «жалобы» взрос­лому, продиктованные желанием подтвердить норму.

Личностно-смысловые отношения — это взаимосвязи в груп­пе, при которых мотив поведения одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. При этом другие начинают переживать интересы и ценности этого ребенка как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая раз­личные социальные роли, действуют. Личностно-смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окружающими берет на себя роль взрослого и действует согласно ей.

Детская субкультура, носителем которой является детское со­общество, занимает особое место в общечеловеческой культуре. Она выполняет функции первичной социализации ребенка. Субкультура как феномен характеризуется совокупностью норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традицион­ной культуры, интерпретируемых конкретным, относительно замкнутым сообществом. Формой проявления детской субкуль­туры является самоорганизация общения и культурной жизни в таком сообществе. По выражению М. Брейка, субкультура — это нормы, отделившиеся от общепринятой системы ценностей и традиционного стиля поведения и способствующие сохранению и развитию определенного стиля жизни в сообществе.

Отличия субъектов одной субкультуры от других включают элементы как сознания (представления, идеалы, ценностные ори­ентации, интересы), так и социального поведения, межличност­ных отношений. Определить носителей конкретной субкультуры можно по ее внешним проявлениям — языку, стереотипам пове­дения, этикету, прическе, оформлению жилища. Что касается детской субкультуры, то она представляется как культурное про­странство и круг общения детей, подростков и юношей, помогаю­щих им адаптироваться в социуме и создавать свои автономные нормы и формы поведения. К проявлениям подростковой и юношеской субкультуры от­носятся попытки создать новые нормы социального действия, которые должны быть приняты и поняты педагогом. Подростки более активны, чем младшие дети, для своего самоутверждения они ищут новые формы деятельности и поведения, более риско­ванны и нестандартны в этом. Кризис подросткового возраста отчасти связан с болезненным отказом от детских правил пове­дения и попытками выработать новые, часто альтернативные как для взрослой, так и для детской жизни. Поэтому подростково-юношеская субкультура выполняет не только социализирующую функцию, но и конструктивно-творческую — ведь ее явления непосредственно включаются в жизнь общества и определяют некоторые формы ее развития.

Факторы, отделяющие подростково-юношескую субкультуру от мира взрослых, связаны культурными и технологическими изменениями, одиночеством, противоречивым влиянием средств массовой коммуникации, неустойчивостью социальной среды (Краткий словарь по социологии. — М., 1988. — С. 231). В та­ких условиях группы подростков и юношей тяготеют к раз­личным формам контркультурного движения и отклоняющего поведения, которые приобретают характер все возрастающей тен­денции в современном обществе.

Выявлены две тенденции развития подростковой и юноше­ской субкультуры. Первая проявилась в том, что, имея общие черты, она дифференцируется по регионам и многочисленным тенденциям. Вторая тенденция вызвана влиянием на моло­дежную субкультуру уголовно-лагерной субкультуры (контр­культуры). В этом случае мы имеем дело с протестом молодых людей, которые не покушаются на правовые основы существую­щего общества, но бросают вызов его морали, приличиям, принятым нормам поведения. Наличие и распространение контр­культуры — признак кризиса культуры того или иного общест­ва, неудовлетворенности человека, чаще всего вступающего в жизнь, предлагаемыми данной культурой системой ценностей, норм и образцов поведения. Ее устойчивость зависит от способ­ности общества преодолеть кризис своей культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.