Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологическая рефлексия исследователя в системе его научной и практической деятельности




Структура кандидатской диссертации.

Автореферат диссертации.

Автореферат – это «визитная карточка» научной работы. Термин «реферат» происходит от латинского слова «referre», что означает сообщать, докладывать. Следовательно, автореферат – это краткое изложение основного содержания диссертации ее автором.

Автореферат диссертации выполняет следующие функции:

а) информационная – информирует читателей об основной структуре диссертации, актуальности разрабатываемой тематики, предмете и цели исследования, личном вкладе автора в разработку проблемы исследования, информирует о том, какая информация, заложена в диссертации;

б) индикативная – описание разработанных автором методик;

в) сигнальная – извещение о том, что диссертация подготовлена и поступила в библиотеку по месту работы диссертационного совета, что защита состоится в такое-то время, в таком-то месте, что оппонентами по диссертации выступают такие-то ученые;

г) ознакомительная – является источником для получения справочных данных о проведенном научном исследовании и полученных результатах;

д) познавательная – дает представление о научном потенциале автора и новых научных идеях, характеризующих вклад в науку.

Автореферат состоит из 3 частей:

1) общая характеристика работы. Здесь раскрывается актуальность разрабатываемой проблемы и ее значимость для науки и практики; указываются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования; формируется методологическая база исследований и приводятся методы, которые использовались в исследовательской работе, обосновывается достоверность полученных результатов; раскрывается научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования; обосновываются положения, выносимые на защиту автором исследования и в заключении первого раздела может приводиться структура диссертации.

2) основное содержание работы. Здесь кратко раскрывается основное содержание диссертаций и личный вклад автора в разрабатываемую проблему, оно может быть изложено в одном из двух вариантов: в логике раскрытия темы в диссертации, или в логике постановки и решения задач исследования.

3) основные публикации автора по теме диссертации. Здесь помещается библиографическое описание публикаций автора по теме диссертационного исследования. В списке публикаций, как правило, выделяется I раздел, который носит примерное название «Публикации в ведущих рецензируемых журналах и изданиях по перечню ВАК», II раздел – «…, а также следующих публикаций автора», III раздел «Учебные и методические работы».

Автореферат представляется в диссертационный совет вместе с диссертацией. В случае рекомендации диссертации к защите автореферат подписывается соискателю ученым секретарем диссертационного совета и сдается в печать. Типография, в которой печатается автореферат, должна указать свои выходные данные согласно действующему ГОСТу.

Краткое описание структуры кандидатской диссертации. Структура диссертационного исследования определяется соискателем ученой степени совместно с научным руководителем. Приведем пример наиболее распространенной диссертации.

1) Введение.

2) Теоретический раздел, в котором проводится теоретический анализ научной литературы по проблеме диссертационного исследования.

3) Раздел, отражающий современное прикладное состояние разрабатываемой проблемы, в котором показывается, в какой степени теоретические разработки используются в практике. На стыке логического описания развития теории и потребности современной практики формулируется актуальность избранной темы.

4) Раздел, отражающий авторскую разработку новых теоретических моделей и технологий, созданных автором диссертационного исследования.

5) Раздел, отражающий реализацию моделей и технологий в опытно-экспериментальной работе.

6) Заключение.

7) Список источников литературы.

8) Приложения.

Нормативные документы не регламентируют количество разделов, глав, параграфов диссертации. Все это определяется соискателем научной степени и его руководителем.

Подробное описание структуры диссертации. Введение. Во введении кратко обосновывается актуальность исследования, выявляются противоречия, на их основе делается формулировка проблемы, цели исследования, определяются объект и предмет исследования, формулируется гипотеза. В соответствии с целью, проблемой, объектом и предметом формулируются задачи исследования. Далее формулируется теоретико-методологическая основа исследования. Для решения и проверки задач гипотезы предлагаются методы исследования. Далее описывается опытно-экспериментальная база и этапы исследования. Ниже формулируются характеристики завершенного исследования: научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, формулируется достоверность и обоснованность исследования, кратко описывается апробация и внедрение исследования. В конце исследования формулируются защищаемые положения (выносимые на защиту), а также структура диссертации.

1-ая глава кандидатской диссертации. 1-ая глава в обиходе называется литературным образом, она как правило посвящается анализу научных источников, с целью определения основных направлений научно-исследовательской работы ученых в рамках предполагаемой работы и диссертационных условий. 1-ый раздел характеризует:

1) востребованность идей с исторических и логических позиций,

2) востребованность с позиции практики.

В этой главе необходимо не только описать и систематизировать то, что сделано предшественниками автора, а главное обосновать собственные подходы, позиции и замыслы. Поэтому 1-ая глава строится не просто на перечислениях того, что сделано каждым автором, а обязательно с собственной оценкой, с чем вы согласны (и что конкретно), а с чем не согласны и почему. Описывая позиции разных авторов, не следует увлекаться большим количеством цитат и их размерами. Работа напичканная цитатами производит неприятное впечатление как будто у автора нет своих мыслей. Лучше идеи и позиции разных авторов излагать своими словами, лишь сославших на их работы. Главная заповедь: не ругайте своих предшественников за то, что они чего-то не сделали, что сделали бы вы, будь вы на их месте. Цените то, что они сделали и в письменных материалах и устных выступлениях, будьте максимально благожелательны к вашим коллегам. В 1-ой части работы важно разобраться с историей развития проблемы. Необходимо уяснить, откуда появились те или иные концепции, теории, взгляды, где их корни. Без этого не может быть серьезного продвижения вперед, особенно если автор намерен сделать что-то существенно новое и интересное в науке.

Описание состояния изучаемого предмета. Данный раздел пишется на основе пилотажных исследований, монографических наблюдений, интервью, практических и методических материалов их методических журналов и материалов из институтов повышения квалификации, из анкет и призван дать представление о реализации теоретических разработок на практике.

2-ая глава кандидатской диссертации. В следующем разделе разрабатывается авторская концепция, которая переходит в авторскую модель и соответствующую технологию. В основе модели лежат идеи обозначенные в первых двух разделах + те наработки, которые являются авторскими и оригинальными, которые по сути все вместе составляют ядро диссертационного исследования.

Эксперимент. В следующем разделе описывается ход и результаты экспериментальной проверки авторской модели и технологии, проводится эксперимент, который в конечном итоге либо подтверждает, либо опровергает выбранную автором гипотезу исследования. Соискатель делает выводы и рекомендации об использовании полученных результатов в теоретической и прикладной деятельности. В выводах по экспериментальной главе необходимо обращать внимание на условиях и факторы, обеспечивающие эффективность результата.

Заключение. Когда полностью написан текст глав диссертации можно приступить к написанию заключения. Заключение диссертации подводит итог теоретического и прикладного поиска соискателя. В нем делаются выводы по всему исследованию. Даются рекомендации по использованию результатов для тех или иных пользователей. После заключения пишется введение.

Список литературы. Составной частью диссертации является библиографический раздел или список литературы.

Оглавление. Диссертационное исследование должно иметь оглавление. Оно выполняет функцию указателя глав, разделов, параграфов. Как правило помещается в начале исследования после титульной страницы.

Приложение. Часто материалы дополняющие основное содержание помещают в приложение. Сюда можно отнести графики, таблицы, тесты, инструментальные исследования. Надо помнить, что приложения связывают с определенным разделом и в тексте по ссылке к приложениям могут оформляться так: см. Приложение 4; основные методики исследования помещены в Приложение 2.

Чтобы снабдить исследователя реальным «работающим» методологическим инструментарием необходимо результаты работы в области методологии довести до прикладного научного уровня, т.е. представить в нормативной форме. Усиление такой ориентации – это значит предоставить работу над недостатками, характерными для значительной части исследований, к которым относятся, например: недостоверность выводов, абстрактные рассуждения по поводу уже установленных наукой истин, невысокий уровень обоснований, рекомендаций.

Преодолеть подобные слабые места в практике исследовательской работы возможно при условии упорядочения конкретного методологического обеспечения исследователя, его научного инструментария. Но это движение методологии к исследователю не дает нужных результатов, если оно не будет дополняться встречным движением со стороны исследователя, стремящегося овладеть этим инструментарием. Чтобы осмыслить и корректировать свою работу в соответствии с четкими методологическими ориентирами, такими как «объект исследования», «предмет исследования», «цель», «актуальность», «новизна» и др. Часто исследователь не умеет по-настоящему анализировать собственную работу в свете указанных характеристик, т.к. считает их формальными, излишними, само с собой разумеющимися.

Для коренного совершенствования научно-исследовательской работы необходимо обеспечить выполнение следующих двух условий:

1) исследователь должен понять и принять важность методологической рефлексии по поводу своей научной работы, осмысления ее в свете ориентиров, входящих в методологическое обеспечение научных исследований.

2) в самом методологическом обеспечении должны содержаться эти ориентиры в виде характеристик исследования, по которым можно было бы оценивать его качество.

Развитая методологическая рефлексия предполагает мнение ученого осмысливать и оценивать собственную исследовательскую деятельность или научную работу других в соответствии с такими характеристиками исследования, которые могут служить и критериями его качества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.