Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и предмет научного исследования




Под объектом в философии принято понимать часть объективной реальности, на которую направлено внимание человека, как социального существа (субъекта).

Предметом познания считают, зафиксированные в опыте и, включенные в процесс практической деятельности человека, стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. По мере развития знаний об объекте, открываются его новые стороны, которые становятся предметом познания.

Таким образом, предмет исследования является более узким понятием, чем его объект. Он является частью, стороной, элементом объекта. Например, объектом может быть процесс обучения в целом, а предметом – только методы обучения (часть процесса).

Исследователь должен четко обозначить, что именно в данном исследовании является объектом, а что – предметом исследования. При этом объект должен быть назван не безгранично широко, а таким образом, чтобы это был именно непосредственно следующий за самим предметом исследования круг объективной реальности. Этот круг должен включать предмет в качестве важного элемента, который характеризуется в непосредственных взаимосвязях с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта. Например, когда мы исследуем формы обучения, то в качестве объекта исследования выступает процесс обучения. Если же в качестве объекта избрать более широкую систему допустим деятельность школы вообще, то связи между формами организации обучения и школьной жизнью вообще будут весьма опосредованными через многие другие объекты и прежде всего через процесс обучения. Фактически существенные характеристики формы обучения будут рассматриваться в зависимости от цели обучения и средств обучения, т.е. во взаимосвязи с другими компонентами процесса обучения, который должен выступать, поэтому в качестве объекта исследования.

Таким образом, объект исследования – это то, что рассматривается в исследовании. Предмет исследования обозначает аспекты рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, функции объекта рассматривает данное исследование.

Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное», «сказать все», при том новое об объекте, имеющем в принципе неограниченное число элементов, свойств и отношений. Формулирование предмета исследования – результат учета задач, реальных возможностей и, имеющихся в науке, эмпирических описаний объектов, а также других характеристик исследования. Так, например, объект исследования – преобразование учебного материала в процессе обучения, предмет – способы преобразования учебного материала, составляющие содержание школьного учебника, взятые в границах дидактической целесообразности. Объект здесь подвергается тройному ограничению: не все о преобразовании учебного материала, а только о способах преобразования, о способах преобразования не любого учебного материала, а только составляющего содержание учебника. О способах рассматриваемых определенным образом в определенных границах.

Не является удачным выделение в качестве предмета широкого участка действительности без указания на аспект или способ рассмотрения этого фрагмента, изучаемой объектной сферы. Слишком широко обозначен предмет исследования в следующих формулировках:

1) Содержание экологического образования, основным, основным путем и условием его реализации в школьном учебно-воспитательном процессе;

2) Содержание принципа соединения обучения с производительным трудом учащегося и дидактические условия его реализации;

3) Перспективные познавательные задачи, их дидактические функции и условия применения в процессе обучения.

Иногда допускается разрыв между объектом и предметом исследования; они выделяются в разных научных целях, что ведет к нарушению целостности и концептуальности работы. Подобное «расщепление», в частности, происходит в плоскостях педагогики и психологии. Например: объект – учебно-речевой деятельности говорения студентов младших курсов языковых факультетов (область психологии); предмет – процесс совершенствования речевой деятельности на основе индивидуального подхода (область педагогики). Бывает и обратное. Объект – процесс целенаправленного совершенствования познавательной деятельности старших школьников (педагогика), предмет – познавательная деятельность учащихся в условиях применения системы задач развивающего характера (психология).

Правильное формулирование темы, объекта и предмета. Тема: «Дидактические требования к комплексу заданий для формирования системности знаний учащихся». Объект – специально организованный процесс обучения, формулирующий системное знание учащихся. Предмет – особенности комплекса заданий, как одного из средств формирования системности в этом процессе. Тема: «Дидактические приемы обучения учащихся старших классов знанию взаимосвязи теории и фактов». Объект – процесс обучения знанию взаимосвязи теории и фактов. Предмет – дидактические приемы, направленные на обучение знанию взаимосвязи теории и фактов, при изучении естественнонаучных предметов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 5268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.