Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выявление проблемы и выбор темы исследования




Методологические характеристики научного исследования.

Когда принадлежность планируемой, осуществляемой или завершенной работы к науке подтверждена содержанием рефлексии, становится ее осмысление в свете более реальных методологических характеристик. Разумеется, исследовательская работа – дело творческое, но сама возможность научного творчества существует для исследователя постольку, поскольку он овладел основными правилами и процедурами, а также способами оценки своей деятельности, составляющими своего рода «грамматику» научной работы, методологический минимум требований к ней.

Анализ опыта и методологии научных исследований позволяет определить содержание рефлексии исследователя в виде минимального перечня методологических категорий, выступающих как характеристики самого исследования и в завершенном виде. Это следующие характеристики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики. Опыт показывает, что этих характеристик необходимо и достаточно также для обоснования темы и логики планируемого исследования, когда рефлексия направлена на предполагаемые, еще не осуществленные исследовательские процедуры.

Существенной частью рефлексии по поводу любого вида деятельности является привычка задавать вопросы самому себе. Поэтому, чтобы сделать отмеченные выше характеристики действенным средством методологической рефлексии целесообразно представить их в форме вопросов, которая имплицитна (в скрытом виде) содержится в каждом их них. Именно в таком упрощенном, но целенаправленном виде они только и могут работать на рефлексию исследователя.

Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения.

Термин «проблема» употребляется в следующих значениях:

1) как синоним практической задачи. Например, проблема повышения успеваемости, проблема устранения перегрузки, проблема повышения качества урока и т.д.

2) это нечто неизвестное в науке, требующее поиска новых знаний о действительности.

Для того чтобы определить проблему, нуждающуюся в исследовании нужно, во-первых, хорошо знать современное состояние науки, во-вторых, соотнести состояние науки с потребностями практики и развития самой науки, чтобы на основе такого соотнесения обнаружить чего в науке недостает. Поэтому каждый вступающий на поприще науки должен вырабатывать у себя «проблемное видение мира».

Часто начинающие исследователи смешивают указанные два значения слова «проблема», и вместо научной проблемы говорят о практической задаче. Но это не одно и то же. Для решения крупной практической задачи часто надо бывает исследовать не одну, а несколько научных проблем. Например, для решения практической задачи преодоления неуспеваемости нужно исследовать следующие научные проблемы:

1) определение факторов, влияющих на отношение учащихся к учению;

2) дифференцированный подход к учащимся в обучении;

3) роль поисковых задач в активизации познавательной деятельности и др.

Формируя и обосновывая научную проблему, полезно указать, что сулит ее исследование для решения тех или иных практических задач. Чтобы избежать подмены научной проблемы практической задачей, нужно установить:

1) какие научные знания нужны, чтобы решить данную практическую или теоретическую задачу;

2) есть ли эти знания в науке, если есть то ими можно воспользоваться и тогда нет никакой научной проблемы, если же готовых ответов в науке нет, то возникает проблема, требующая исследования.

В основе любой научной проблемы всегда лежит противоречие: между знанием и незнанием, между новыми фактами и существующей теорией, которая не в состоянии эти факты объяснить. Однако при формировании противоречия допускаются следующие ошибки.

А. Не может быть противоречия между чем-то существующим (требованиями практики, реализация некоторой методики и т.п.) и отсутствием чего-то (научных знаний, обоснованной методики).

Примеры противоречий на основе данной ошибки. Противоречие 1: существует необходимость адаптации методов проблемно-развивающего обучения к средней специальной школе, однако отсутствует научно-разработанная методика обучения.

Противоречие 2: между объективной потребностью в формировании у будущих руководителей организаторских умений и недостаточной разработанностью данной проблемы.

Б. Противоречие, приводящее к постановке проблемы, не может лежать в разных плоскостях, например теории и практики. Противоречие между потребностью учителей во владении исследовательской деятельностью и не разработанностью способов овладения этой деятельностью в научно-педагогической литературе.

Противоречие должно быть сущностным, внутренне присущим одной и той же реальности, единому предмету, явлению или процессу, диалектически развивающим его на противоположности и только в силу этого предполагающим новые теоретические построения, выдвижение гипотезы, его проверку, подтверждение или опровержение. В ходе такой проверки и должны появится новые знания, которые становятся «третьем членом» «диалектической пары», разрешающим противоречие.

Противоречие 1: между требованиями, предъявляемыми к профессионально значимым качествам современного учителя и традиционными методами подготовки будущих учителей.

Противоречие 2: между потребностью в подготовке учителей, владеющих технологическим подходом к обучению и низким уровнем их готовности к конструированию учебного процесса при существующей системе дидактической подготовки.

С формулировкой проблемы в исследовании возникают сложности, если противоречие сформулировано некорректно. Если в «противоречии» фиксируется то, что отсутствует, то знания, методики, теории не достаточно разработаны, то их разработка в вопросной форме и объясняется проблемой исследования. Например, задав вопрос: «Каковы педагогические условия обеспечивающие реализацию технологического подхода к дидактической подготовке учителя?». Автор сформулировал проблему исследования.

Подходить к определению научной проблемы можно:

1) от запросов практики;

2) от запросов развития самой науки.

Но и в том и другом случае непременным критерием выбора проблемы является ее актуальность, т.е. необходимость для дальнейшего развития науки, или для решения того или иного важного вопроса в педагогической практике или для того и другого вместе. Выявленная научная проблема находит отражение в теме исследования.

При выборе «темы» не рекомендуется брать такую, по которой уже выполнено большое количество работ и новое исследование мало может прибавить к уже известному, а будет в значительной степени дублировать ранее сделанное. При выборе конкретной области действительности надо учитывать прогрессивность соответствующих явлений, а для этого требуется научное предвидение и чувство нового. Вместе с тем неудачи у исследователя возникают в том случае, если его поиск направлен на поддержку явления, не имеющего будущего.

При выборе темы следует учитывать накопления, сделанные исследователем за предшествующие годы. Предпочтение надо отдать той теме, по которой человек много читал, думал, экспериментировал, собирал материал и публиковал его. Трудно выполнить исследования, если оно проводится на пустом месте, без соответствующего задела.

Необходимо, чтобы область и проблема исследования соответствовали профилю специального образования исследователя. Человек должен обладать большой эрудицией в той области, которую берется исследовать.

Одной из типичных ошибок при выборе проблемы начинающим исследователям является ее обширность и сложность. Это происходит часто по не опытности, от не знания трудоемкости научного исследования. Пример: один учитель проводил эксперимент над проблемным обучением, он ограничился источниками или типами заданий по одному из предметов на одной из ступеней обучения.

Наиболее желательна ситуация, когда проблема представляет собой составную часть большого комплексного системного исследования, производимого коллективом кафедры, сектора или НИИ. В этом случае труд начинающего исследования органически вливается в общую работу кафедры или сектора, и исследователь живет в творческой атмосфере коллективного и научного поиска.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.