Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и источники изучения истории образования




Любое историко-педагогическое исследование базируется на тщательном отборе и всестороннем изучении историко-педагогических источников. Последние разделяются на несколько групп: письменные, вещественные, фото-кино-фонодокументы и др. Наиболее важную и многочисленную группу составляют письменные источники: законодательные и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма и т.д.

Историко-педагогическое источниковедение — специальная историко-педагогическая дисциплина, которая занимается изучением принципов и методов выявления, отбора, анализа и использования историко-педагогических источников, получившая развитие в 70–80-х гг. ХХ в. Новой, формирующейся специальной историко-педагогической дисциплиной является также педагогическая историография, изучающая историю развития историко-педагогического знания. Историко-педагогическая библиография как вспомогательная дисциплина решает задачи выявления, описания, систематизации историко-педагогической литературы и научного осмысления этих процессов.

Все перечисленные дисциплины строятся на соблюдении принципа историзма, в соответствии с которым любой предмет научного изучения должен рассматриваться всесторонне, в развитии и «самодвижении», что позволяет выявлять его конкретные свойства и взаимосвязи с учетом особенностей той или иной эпохи. Это предполагает:

- рассмотрение фактов и явлений практики образования и воспитания в контексте всей педагогической системы и педагогических традиций;

- анализ идей, теорий педагогов прошлого в связи с учетом их целостных концепций воспитания, а также философских и социальных концепций.

Свою специфику имеет исследование историко-культурных и педагогических процессов, происходивших на ранних этапах истории человечества. В этих случаях прежде всего используются данные археологии и этнографии, которые позволяют сопоставлять факты и явления материальной и духовной культуры различных народов на раннем этапе их развития. Повышенный интерес для описания истории воспитания имеет этнография детства – раздел этнографии, изучающий традиционные формы и средства социализации детей в различных культурах.

Особое значение имеют труды ученых и путешественников XVIII – начала XX вв., в которых описывались жизнь и быт аборигенных народов Африки, Австралии, островов Полинезии, Дальнего Востока, внутренних районов Сибири, племен Южной и Северной Америки и др., находившихся еще на ранних стадиях развития. Труды такого рода представляют большой интерес для реконструкции общей картины воспитания на ранних этапах развития человечества, поскольку культура описываемых народов сохранила свою самобытность.

В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обычаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме различных видов устного народного творчества: песен, сказок, легенд, былин, поговорок и т.д. Эти формы памяти народа восходят к древним пластам культуры, в которых отражены и взгляды на воспитание, и его практика. За время своего существования человечество создало народную педагогику – совокупность знаний и навыков воспитания, передающуюся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и взрослыми. Изучение воспитательных традиций каждого народа, отражающих многообразную историю его материальной и духовной жизни, является важным источником в процессе восстановления общей картины истории воспитания и образования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.