Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистические педагогические идеи древнегреческих философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Ксенофонт, софисты)




В Афинах и других городах Эллады в конце V – начале IV вв. до н.э. свои школы имели и странствующие учителя мудрости – софисты, обучавшие прежде всего красноречию и логике. Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики, диалектики, обучения искусству спора. этим предметам с течением времени были добавлены еще четыре – арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что в совокупности составило семичастную «эн – киклос – пайдейу» (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», являвшихся символом образованности вплоть до Нового времени.

Демокрит (родился около 470/460 г. до н.э.) мыслитель-энциклопедист, один из первых основоположников материалистического мировоззрения. Он разработал основы новой теории познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания, «смутным познанием», проясняемом лишь мышлением. Древнегреческий философ полагал, что важным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к обладанию мудростью, то есть трех даров: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Одним из первых он сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определил термином «микрокосм», сравнивая природу человека и Космоса. Он замечал, что, хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек является ее частицей – «микрокосмосом».

Демокрит высоко оценивал роль семейного воспитания, главная цель которого – учить следовать положительному примеру родителей; упражнять детей в навыках правильного поведения, ибо «хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы; важно приучение ребенка к труду, а не принуждение к нему, поскольку учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». Но великий грек советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением. Он предлагал формировать стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности как залог успеха в воспитании и образовании.

Сократ (ок. 470–399 гг. до н.э.) разделял и развивал философию софистов. Сократ полагал, что истина познается в споре. Он считал, что этические ценности выражают отношение человека к миру и являются определяющими в его познавательной деятельности. Им были даны определения этических понятий (добра, справедливости, доблести и др.), поскольку, по его убеждению, люди не соблюдают моральных норм «потому, что их не знают». Поэтому добродетель, по Сократу, тождественна знанию, а самосознание – высшая добродетель. Сократ – один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение этой природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может».

Сердцевиной педагогических суждений Сократа был тезис о том, что сутью достижения всяческих жизненных целей является нравственное самосовершенствование. Он был одним из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода. Главным дидактическим достижением Сократа можно назвать его «майевтику» («повивальное искусство») – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Вся его философская деятельность была неразрывно связана с педагогической. Сократ стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения.. В своей педагогической практике Сократ широко использовал метод диалога. Именно в диалоге с учеником осуществлялся им поиск истины. Он одним из первых стал использовать индуктивные доказательства и давать определения понятиям, сближаясь в этом с софистами.

Ученик Сократа, автор античного педагогического романа «Киропедия», или «Воспитание Кира» Ксенофонт (430–355/354 гг. до н.э.), излагая свои мысли об образовании и воспитании правителя, высказал ряд общих педагогических идей, отражавших практ ику как афинской, так и спартанской системы воспитания. Ксенофонт высоко оценивал роль обучения искусству речи в процессе образования личности Образованный человек, по мнению Ксенофонта, должен в совершенстве владеть искусством спора, уметь вести его путем сопоставления; уметь анализировать, истолковывать обсуждаемые понятия, уметь пользоваться аналогиями. На первое место в воспитании Ксенофонт ставил обучение справедливости: дети должны видеть, как нравственно и благопристойно ведут себя ежедневно старшие, что весьма способствует воспитанию нравственных устоев.

Платон (428/427–348/347 гг. до н.э.) также был учеником Сократа, что отразилось и на его взглядах на проблемы воспитания и образования молодежи. На базе одного из трех афинских гимнасиев Платон основал философскую школу – Академию (387 г. до н.э.), которой сам руководил. Платон – мыслитель, предложивший обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, открывший связь воспитания с общественным устройством. Деятельность его как педагога была органической частью жизни и размышлений. Суждения Платона о педагогике сформировались на основе его философского видения человека и мира.

Платону принадлежит заслуга осмысления целей и содержания школьного образования. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного».

Платон выдвинул идею создания системы государственных школ, оказав сильнейшее влияние на организацию школьного дела в последующую, эллинистическую эпоху.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.