Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы школ




Воспитание и обучение в эпоху средневековья.

Гуманистическая традиция в педагогике западной цивилизации (V - XX вв.)

13.Антропологические воззрения христианского Средневековья.

 

После распада Римской империи в школьном деле вначале сосуществовали традиционные формы (школы грамматиков и риториков) и сравнительно новые (церковные школы, ученичество, обучение феодальной знати). К VII в. школы античного типа полностью исчезают вследствие постоянных войн, отсутствия преподавательских кадров, конкурирующих церковных учебных заведений, а главное – по причине исчезновения античного общества, которое эти школы обслуживали.

Преемником античных школ стали церковные школы. На протяжении периода с V по XV вв. церковные школы являются сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы.

Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях осознания народом христианства был поставлен философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным), который одним из первых выступил преемником языческих начал знания в христианском воспитании.

Первые церковные школы появляются в начале VII в. на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества.

В средние века все школы, принадлежавшие церкви, были трех типов: приходские, монастырские, соборные. Первоначально в средние века в Западной Европе создаются монастырские школы – школы при монастырях. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в монашество; жили они в монастырях. Во внешних школах обучались дети жителей данного церковного прихода (мирян), которые жили вне монастыря, в семье. Монастырские школы возникли сначала как закрытые воспитательные учреждения для обучения и воспитания мальчиков, предназначенных для занятия низших церковных должностей (с течением времени расширяя свое воспитательное влияние, монастыри стали принимать в эти школы и детей со стороны).

Монастырские и соборные школы имели особые помещения, предназначенные для обучения. Учителями в этих школах были духовые лица, получившие навыки учебной работы. Сроки обучения не устанавливались.

Основное внимание как в монастырских, так и в кафедральных школах, уделялось воспитанию нравственности, которого добивались наставлениями, розгами, отказом от пристрастия к богатству, чтением сочинений на религиозные темы. Особо это относилось к ученикам «внутренних» школ.

Курс обучения в монастырских и соборных школах со временем расширяется; он включает в себя грамматику, риторику и диалектику (начала религиозной философии). В отдельных монастырских и соборных школах давалось повышенное образование. Помимо обучения в монастырских и соборных школах в средние века в Западной Европе при некоторых приходских церквях велось более или менее систематическое преподавание в так называемых приходских школах. Основной книгой для обучения служила Псалтырь. Позднее появились специально разработанные для школ учебные пособия – грамматические руководства (например Присциана и Доната), латинские разговорники (Эльфрика), различные словари и хрестоматии.

Учебники логики, арифметики и музыки, составленные Северином Боэцием (480-524) были основным учебным материалом для школ вплоть до XIII

Приходские школы, составлявшие низшую школьную ступень в эпоху развития феодализма, стали возникать при некоторых церквях с VIII в., после того как Карл Великий (742-814) предписал всем священникам обучать детей своего прихода молитвам, символу веры, чтению и церковному пению. В этих школах обучались только мальчики. В приходских школах обучение продолжалось несколько лет. Состав учащихся был неоднороден: наряду с детьми учились юноши и даже взрослые люди, решившие постигнуть «книжную мудрость».

В основе обучения лежал метод механического запоминания, что делало учебный процесс крайне трудным и малоинтересным.

Именно для удовлетворения потребности горожан стали создаваться новые типы школ – магистратские: цеховые (для детей ремесленников) и гильдейские (для детей купцов). Они были различны по своему назначению – школы «счета» и родного языка, латинские школы.

Это были относительно независимые от церкви учебные заведения. Первые такие школы появились в Италии, затем – во Франции, в Париже. В этих школах, созданных городским населением, а не церковью, основное внимание уделялось счету, чтению и письму на родном языке. Религия не занимала в них господствующего положения. В XII-XIII вв. по мере развития ремесленного производства и торговли в городах по инициативе цеховых организаций стали открываться городские школы. Школы эти находились в руках цеховых организаций или городских управлений. В них преподавание более отвечало потребностям ремесленников и купцов: наряду с преподаванием латыни, детей учили читать и писать на родном языке, большое внимание уделялось арифметике.

На протяжении всего средневековья школа обеспечивала возможность социального продвижения для людей даже с низким общественным положением. Вместе с тем образование служило и средством совершенствования человека, средством укрепления государственного и церковного порядка.

Однако в XI-XIII вв., в условиях глубоких изменений в политической и духовной жизни общества, развития нового вида религиозной философии – схоластики – и приспособления к ней учебных заведений старая церковная школа пришла в упадок.

Эпоха раннего средневековья не оставила значительных следов в развитии школьного дела и педагогики. Интерес к вопросам обучения и воспитания появился в эпоху Возрождения в связи с возникновением капиталистического способа производства и общим развитием науки и культуры.

 

 

15.Возникновение университетов.

Важной вехой в развитии педагогической науки и образования стало создание университетов. Университеты зародились в системе церковных школ. В Х-ХI – начале XII вв. отдельные кафедральные и монастырские школы превращались в крупные учебные центры, которые позднее стали первыми университетами. Так, Парижский университет вырос из Сорбонны – богословской школы при Нотр-Даме и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ (1200 г.). Подобным образом возникли и другие европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290).

Самые первые университеты появляются в 859 г. в Каруне (Марокко) и в 1088 г. в г. Болонья (Италия), затем во Франции, в Англии, а позднее – в некоторых других странах. Как правило, средневековые университеты возникали по инициативе ученых и пользовались правом самоуправления: сами вырабатывали распорядок своей внутренней жизни, избирали должностных лиц (ректора и пр.) и тщательно защищали свои права. Церковь старалась удержать университетское образование под своим влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Главным предметом в университетах было богословие, одним из основных факультетов – богословский.

Университеты характеризовались уже известной дифференциацией содержания образования. Они, как правило, имели четыре факультета: младший, подготовительный, или, иначе, артистический, где изучались «семь свободных искусств», и три старших – юридический, медицинский и богословский.

Со временем стала отчетливо проявляться и усиливаться специализация университетов. Так, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский – преподаванием канонического права, Орлеанский – преподаванием гражданского права и т.д.

Основание и права университетов подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами либо царствующими особами. Одной из самых важных особенностей университетов того времени являлся их наднациональный, демократический характер. Студентами являлись люди самого разного возраста и национальности. Обучение было платным. Университеты являлись альтернативой схоластике, вырождавшейся в «науку пустых слов». Они противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Благодаря им духовный мир Европы стал намного богаче. История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок развитию культуры, науки и просвещения (Р. Бэкон, Я. Гус, А. Данте, И. Коперник, Д. Петрарка, Дж. Уинкли и др.).

 

16.Педагогические воззрения схоластов (П.Абеляр, Фома Аквинский и др.)

Важную роль в развитии педагогической мысли раннего средневековья сыграла схоластика. Схоластика (от лат. «школьный», греч. – «школа») - господствующее направление средневековой философии, представители которого считали своей задачей теоретическое обоснование догм христианской религии. Развитие схоластики и приспособленных к ней учебных заведений (школ повышенного типа – коллегий и университетов) привело к упадку старой церковной школы с преимущественным изучением грамматики и риторики, которые были вытеснены изучением формальной логики и нового латинского языка. Это обусловило перемены в организации обучения: почти при каждом монастыре учреждались школы средней ступени, а для завершения образования – школы высшей ступени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.