Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие школьного образования: народная школа, первые реальные школы, средняя школа




Концепция естественного воспитания Ж.Ж.Руссо.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – французский писатель, философ, композитор, автор известного трактата «Эмиль, или о воспитании», в котором нашли отражение его педагогические взгляды. Он занимает достойное место в ряду замечательных педагогов.

Главным естественным правом человека Ж.-Ж. Руссо считал право на свободу, поэтому он выдвигает идею свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния, и поэтому выступает против авторитарного воспитания. Средством нового воспитания объявляется свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры.

Под естественным воспитанием мыслитель понимал развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, умственно, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. При естественном воспитании, следуя детской природе, отказываются от ограничений, установленных волею наставника, отучают от слепого повиновения, соблюдают непреложные природные законы. При этом отпадает необходимость в искусственных наказаниях. Слабого, нуждающегося в поддержке и помощи ребенка постоянно должен опекать наставник; не подчинять его своей воле, а сопровождать его во всех испытаниях и переживаниях, направлять его формирование, способствовать его естественному росту.

В обучении важно, полагал великий педагог, не приспосабливать знания к уровню ученика, а соотносить их с его интересами и опытом. Важно организовать передачу знания так, чтобы ребенок сам брал на себя эту задачу. Для этого необходим педагогический подход, который основывается на значении передаваемого знания с учетом интересов каждого воспитанника.

Положения Ж.-Ж. Руссо о том, что свобода – одно из естественных прав человека, а роль педагога заключается в развитии активности и инициативы ребенка, в косвенном и тактичном руководстве без принуждения, взяли за основу представители концепции “свободного воспитания”, получившей широкое распространение в конце XIX – начале ХХ вв. Многие идеи свободного воспитания явственно проявились в теоретических воззрениях и практической деятельность педагогов уже на рубеже XVIII в. – XIX вв. – И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля и Э. Кей.

 

 

Школа и педагогическая мысль в XIX в.

Конец ХVIII в. и ХIХ в. были значимыми в истории развития школы во всех странах Западной Европы. Этому способствовали изменения в жизни общества, связанные с переходом от феодальных отношений к капиталистическим, что было обусловлено бурным развитием промышленности, потребовавшей от всех участников производства образования нового уровня.

Одновременно на протяжении всего ХIХ в. шла борьба между церковью и государством за руководство школьным делом, особенно, когда речь шла о начальных школах, и лишь к концу столетия, правда не во всех странах, преимущество оказалось на стороне государства.

Начальное образование в странах Западной Европы на протяжении Х1Х столетия претерпело мало серьезных изменений. Оно по-прежнему находилось в ведении церкви – католической или протестантской. Содержание обучения в народных школах(школах для простого народа) ограничивалось чтением, письмом, элементами арифметики, центральное место по-прежнему занимало обучение религии. Принимавшиеся в разных странах законы о школе в самом содержании начального образования принципиально ничего не меняли. Они касались преимущественно вопросов материального обеспечения школ и их подчиненности и лишь в отдельных случаях содержали попытки введения в государственном порядке обязательного обучения детей в начальной школе.

Наибольшие изменения произошли в области среднего образования. При этом в разных странах средние учебные заведения сохранили свои традиционные названия – грамматические школы в Англии, колледжи и лицеи во Франции, гимназии в германских государствах. Содержание обучения в них в течение ХIХ в. сохраняло «классический» характер – доминирующая роль отводилась латинскому языку с акцентом на изучение грамматики и риторики на основе чтения религиозных текстов и сочинений римских авторов. Основные изменения содержания образования происходили за счет включения в учебный план предметов реального цикла – математики, физики, географии, новых языков, истории и др.

Наиболее важные изменения в деятельности средних школ в большинстве стран Западной Европы были вызваны распространением идей реального образования, ориентированного на практику. Начало изменений в характере деятельности обычных для того времени гимназий было связано с критикой их многими педагогами и учеными первой половины ХIХ в., которые выступали против односторонней филологической направленности гимназического образования и предлагали расширить его за счет увеличения удельного веса в учебных планах предметов физико-математического цикла, естествознания, географии, истории.

Идеи реального образования, получившие довольно широкое распространение в германских государствах, с середины ХIХ в. начали активно восприниматься во многих европейских странах, что привело к существенным изменениям в практике школьного дела: стали открываться реальные прогимназии, реальные отделения в гимназиях и других учреждениях подобного типа, начали появляться собственно реальные школы с различным уровнем подготовки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.