Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические идеи Реформации (М.Лютер, Ф.Меланхтон, И.Штурм)




Реформация – антифеодальное социально-политическое движение в Центральной и Северной Европе, связанное с гуманизмом эпохи Возрождения, но принявшее форму религиозного движения, направленного против католицизма. Основными деятелями Реформации являлись Мартин Лютер (1483-1546) в Германии, Жан Кальвин (1509-1564) во Франции и Ульрих Цвингли (1484-1532) в Швейцарии.

Основные педагогические идеи деятелей Реформации: всеобщее образование детей всех сословий; образование на родном языке; идея обязательной начальной школы (шаг вперед в осуществлении всеобщей грамотности).

Вместе с тем следует отметить и негативные черты, присущие периоду Реформации в области образования: уровень знаний, который обеспечивала начальная школа, оставался крайне низким, главным образом, вследствие того, что основная доля учебного времени отводилась изучению религии. Основной задачей, поставленной Реформацией перед начальной школой, было научить детей читать Библию; главная задача, стоявшая перед средней школой, формулировалась как подготовка чиновничества с помощью организованной системы воспитания и образования, готового служить интересам протестантских государств Европы.

Воспитание и образование деятели реформистского движения широко использовали в целях распространения своего учения. Ими был выдвинут лозунг всеобщего образования детей всех сословий на родном языке, что должно было серьезно облегчить усвоение и осмысление знаний учащимися. Шагом вперед являлась также выдвинутая реформаторами идея обязательной начальной школы. Перед школой периода Реформации стояли четко определенные задачи; и прежде всего – научить школьников читать Библию, готовить чиновничество, готовое служить интересам протестантских государств Европы. Деятели Реформации, исходя из потребностей эпохи, подняли вопрос о необходимости включения в содержание элементарного образования сведений из географии, природоведения, истории, а также об улучшении преподавания арифметики, знание которой необходимо в повседневной жизни.

Под влиянием Реформации сложился новый тип школ – своеобразный тип «ученой» или латинской школы, главная задача которой состояла в подготовке юношей к поступлению в университет или к проповеднической деятельности. Основное место здесьотводилось изучению латинского и греческого языков и христианского вероучения в его протестантской разновидности. Фактически, закон божий как особый предмет преподавания был введен в школу именно в эпоху Реформации. Кроме того, в курс латинской школы включались элементарные сведения из области реальных наук, музыки и пения.

В XVI в. центром Реформации стала Германия, а крупнейшим вождем этого движения – Мартин Лютер, которого называли «отцом Реформации в Германии».

М. Лютер считается также основателем лютеранства; он перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка.

Кроме того, к основным педагогическим идеям М. Лютера следует отнести утверждение о необходимости всестороннего знания и полного духовного развития (принцип всестороннего развития детей), а также самодеятельности в воспитании; убеждение в полезности радостного мироощущения учеников.

Главная цель преобразований состояла в разработке рационального содержания образования и воспитания, предусматривавшего преемственную связь между средней школой и университетом.

Филипп Меланхтон (настоящая фамилия Шварцерд) (1497-1560) – выдающийся немецкий гуманист; с ранней молодости и до самой смерти читал в Виттенбергском университете лекции по греческому языку, истории, этике, привлекавшие слушателей со всей Германии. Ф. Меланхтон являлся автором многих учебников для немецких школ своего времени, в том числе учебников по древним языкам, физике, психологии, этике. Он принимал активное участие в подготовке к открытию университетов в гг. Марбурге, Кениксберге, Иене, в реформе германских университетов, сыграл существенную роль в организации подготовки педагогов.

В 1528 г. Ф. Меланхтон издал учебный план для средней школы «Евангелический церковный и школьный порядок» с предисловием доктора Мартина Лютера; важно отметить, что этот план уже предусматривал разделение детей на классы.

В своих воззрениях он сочетал идеи гуманизма и реформации: Ф. Меланхтон – последователь идеи гармонического развития личности и ценитель классической литературы, но в то же время он не одобряет тех, кто, увлекшись античным миром, не обращает никакого внимания на христианское воспитание.

Первым учебным заведением, ставшим эталоном европейской школы, стала гимназия, основанная И. Штурмом в 1538 г. в г. Страсбурге на базе латинской средней школы. Иоганнес Штурм (1507-1589) – известный немецкий педагог-гуманист. Созданная им гимназия строилась на трех принципах: благосостоянии, красноречии и знаниях. Система обучения и воспитания в этой гимназии вобрала в себя многие черты гуманистической педагогики.

Главное, что подвергалось реформации в эту эпоху, являлась организация школьного дела.

Основные педагогические идеи деятелей Реформации: всеобщее образование детей всех сословий; образование на родном языке; идея обязательной начальной школы (шаг вперед в осуществлении всеобщей грамотности).

Вместе с тем следует отметить и негативные черты, присущие периоду Реформации в области образования: уровень знаний, который обеспечивала начальная школа, оставался крайне низким, главным образом, вследствие того, что основная доля учебного времени отводилась изучению религии. Основной задачей, поставленной Реформацией перед начальной школой, было научить детей читать Библию; главная задача, стоявшая перед средней школой, формулировалась как подготовка чиновничества с помощью организованной системы воспитания и образования, готового служить интересам протестантских государств Европы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 8770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.