Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рост числа схоластических школ привел к появлению особой категории людей, занимавшихся педагогическим трудом




Важную роль в развитии новой схоластической идеологии, в том числе обучения и воспитания, сыграли П. Абеляр и Ф. Аквинский.

Пьер Абеляр (1079-1142) – французский философ, богослов, поэт, педагог. Он обладал поистине замечательным даром оратора; у него учились логике мышления, искусству спора. В 24 года он уже преподавал в Парижской кафедральной школе. Он развил учение, названное позже концептуализмом (направление средневековой схоластической философии); разрабатывал схоластическую диалектику (сочинение «Да и нет»).

Рационалистическая направленность идеи П. Абеляра («Пониманию, чтобы верить») вызвала протест ортодоксальных церковных кругов: учение философа было осуждено соборами 1121 и 1140.

Для педагогической науки является ценной идея П. Абеляра о необходимости образования, о ценности знания, самостоятельности и творческой активности школяров в обучении. «Недостаток нашего времени, - утверждал он, - что мы думаем, будто нельзя уже найти нечто новое».

Важную роль в создании новой, схоластической, идеологии, в том числе обучения и воспитания, сыграл философ и теолог Фома Аквинский (1225/26-1274). Он попытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. Сочинения Ф. Аквинского в последующие десятилетия служили одним из главных источников при изучении богословия в средневековой школе.

Вся его деятельность была направлена на придание вероучению формы научного знания.

В развитие европейской традиции воспитания и обучения свой вклад внесли, помимо П. Абеляра и Ф. Аквинского, мыслители, которых с уверенностью можно назвать провозвестниками эпохи Возрождения: глава Парижской кафедральной школы Гуго Сен-Викторский – наставник детей французского короля, Винсент де Бове, Жан Шарль Герсон, канцлер Парижского университета.

Эти мыслители обогатили педагогическую науку передовыми идеями, связанными с проблемами воспитания и обучения. Так, Винсент де Бове (1190-1264) в своем трактате «О воспитании знатных детей» на первое место в воспитании ставил нравственность, призывал к смягчению методов воспитания, считая телесное наказание крайней мерой; он сформулировал тезис о целесообразности, взаимосвязи между интеллектуальным и нравственным воспитанием, предвосхищая гуманистические идеи мыслителей Возрождения о всестороннем развитии личности. Гуманистические идеи о воспитании прозвучали в трактате Жана Шарля Герсона (1363-1429) «Приведение детей к Христу»: он призывает наставников к кротости и терпению («детьми легче руководить ласками, нежели страхом»).

Схоластика господствовала в Западной Европе с XI до начала XVI в. Как философия, она разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов (силлогизм – логическое умозаключение, в котором из двух данных суждений (посылок) получается третье – вывод). Как педагогика – подавала в логически стройном виде христианское вероучение с целью предложить учащимся совершенное систематизированное знание. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мыслей.

В период раннего средневековья (до XII-XIII вв.) схоластика, в недрах которой развивалась педагогическая мысль, сыграла положительную роль. Она развивала формально-логическое мышление, оживляла застывшую религиозно-философскую мысль.

Схоластика была лишь первым робким шагом на пути раскрепощения человека от давящего авторитета религии; вместо протеста разума против слепой веры и авторитета схоластика несла лишь попытку их примирить; сухой формализм, безжизненность, мелочность – характерные негативные черты схоластики. Эти черты особенно остро давали себя знать в школе. У ученых схоластиков последовательный ход вопросов все же представлял собой исследование. С перенесением схоластического метода в школу он превратился в зубрежку наизусть.

 

Гуманистическая педагогика Эпохи Возрождения.

17. (Т.Мор, Т.Кампанелла, Ф.Рабле, Эразм Роттердамский и др .)

Прекрасной страницей в истории мировой культуры, педагогической мысли оказалась эпоха позднего Европейского Средневековья (Х1У-ХУ11 вв.) прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения. Лучшие умы Европы этого времени провозглашали человека главной ценностью на земле, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности. Движение гуманизма возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь. Если церковь учила, что человек должен обращать надежды к БОГУ, то в центре нового мировоззрения оказался человек, который возлагал надежды на себя. Идеи гуманизма появились во многих государствах.

Среди итальянских гуманистов выделялся Томазо Кампанелла (1568-1639гг.). Он написал трактат "Город солнца", где представлен образец общества политического и экономического равенства. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании слепого подражания и книжности, в возврате к природе и отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования. Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию, естествознание. С ними занимаются гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. Их обучают ремеслам. До 7 лет дети изучают родной язык, выполняют физические упражнения. С 7 до 10 лет к этому добавляют изучение естественных наук. С 10 лет дети начинают овладевать медициной и др. Обучение оживляли при помощи наглядных средств, широко применялся принцип соревновательности. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде, где они получат практические навыки и познакомятся с орудиями труда.

Среди представителей французского Возрождения очень ярко выделяется Франсуа Рабле (1494-1553гг). Он обличал пороки средневекового образования и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания - духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность, неэффективность обучения в школе. Выдвигается идея разносторонне воспитанной личности. Предлагалось изучение латыни, арифметики, географии, астрономии, музыки. Предлагается идея игрового обучения, сочетания умственных занятий с играми, физическими упражнениями, гимнастикой. Приветствуется занятия: верховой ездой, фехтованием, борьбой, плаванием, поднятием тяжестей, трудом.

Из Италии и Франции педагогическое движение гуманистов перекинулось в остальные страны Европы. Среди представителей этого движения такие крупные деятели как: Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес, Томас Мор, Рудольф Агрикола, Ульрих фон Гуттен и др.

Томас Мор (1478-1533гг.) написал работу "Остров утопия". В центре своей утопической теории ставил человека, который имеет право на всестороннее, гармоническое развитие. Мор снискал славу как ученый, гуманист, поэт. В своей утопии Томас Мор в человеческой деятельности выделял общественную и личную стороны (отзывчивость, любовь к труду). Воспитание высокой нравственности - первостепенная задача. Провозглашалась свобода вероисповедания. Следует воспитывать в духе морали отвечающей интересам общества и человека в отдельности. Томас Мор отвергал жестокость и грубость средневековой школы. Только образованный человек способен добиться счастья. Мор подчеркивал обязательность участия детей и взрослых в труде. Мужчины и женщины утопии равны в праве на образование. Мор видел во всеобщем образовании несокрушимость общества. Противник схоластики Мор подчеркивал, что школьное образование должно опираться на опытные знания. Особое внимание Т.Мор уделял проблеме женского образования. Он предлагал обучение на родном языке. Следовало преподавать: чтение, арифметику, музыку, естествознание. Исповедовался принцип свободного образования и самообразования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.