Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме




Ведущую роль в формировании юных римлян играло домашнее обучение и воспитание. В так называемую эпоху царей (VIII–VI вв. до н.э.) уже сложились крепкие традиции семьи – дома как ячейки общества и воспитания.

Семейное устройство было здесь типично патриархальным. В семье шло религиозное воспитание, отец выполнял при этом обязанности жреца. Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла почетную роль в воспитании. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Воспитательная атмосфера в семье часто была далеко не идиллической и гуманной. В пору расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится решающим в подготовке подраставшего поколения. «Вся наука из родного дома», – так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).

Описание традиционного римского образования нашло отражение в сочинении Катона Старшего (234–149 гг. до н.э.) «Книги, посвященные сыну», написанном в виде как бы пособия по сельскому хозяйству, врачеванию, военному искусству, праву и риторике.

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, основы счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской – абакой, считать учили по пальцам.

Школами повышенного типа являлись частные грамматические школы. Здесь обыкновенно обучались мальчики-подростки от 12 до 16 лет после домашней подготовки. Грамматические школы первоначально открывались греческими учителями. Со II в. до н.э. начали распространяться латинские и смешанные греко-латинские грамматические школы, для которых создавались пособия, содержавшие отрывки из сочинений Гомера, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия и других авторов., здесь изучали непременно греческий язык, основы римского права, грамматику латинского языка, риторику. Состав учащихся был ограничен. Обучение было по преимуществу индивидуальным.

Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях – легионах.

В IV в. для молодежи аристократического происхождения существовали риторские школы. Здесь изучались греческая и римская литература, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно философия. В последнем случае часто практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. Риторские школы выполняли определенный социальный заказ – готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.

Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры – коллегии юношества. Впервые они были образованы императором Августом в Риме для молодежи патрицианских родов с целью формирования правящей элиты, затем распространились по всей империи. В Римской империи в первые века нашей эры установился устойчивый школьный канон, включавший и содержание образования, и порядок его освоения, и методы обучения. Школьные предметы были названы «свободными искусствами», потому что предназначались для детей свободных граждан.

По мнению римских учителей риторики начала нашей эры, обучение должно было быть не трудным, а приятным для ученика.

12.Развитие христианских воззрений на человека и его воспитание.

Первые христианские общины возникли в I в. в Антиохии. Затем идеи христианства распространились по всей Римской империи и отражали надежду наиболее угнетенных слоев народа на приход мессии, спасителя. Особенно популярны они были среди евреев в восточных провинциях. Христианская идея воздаяния внушала мысль об обретении счастья в царстве небесном.

В первые три столетия нашей эры христиане подвергались преследованиям со стороны государственной власти Римской империи прежде всего за отказ признавать божественность императоров. Удаляясь от развращенного, с их точки зрения, общества, они выработали новый идеал человека.

Со времени императора Константина I Великого (ок. 285–337 гг.), когда Миланским эдиктом (313 г.) христианство было признано равноправной религией, христиане-учителя получили возможность свободно преподавать в тривиальных и грамматических школах итолковать античную историю, литературу и философию с позиций христианского вероучения. Собственно христианское воспитание и образование осуществлялось лишь в отдельных замкнутых общинах типа «Новый завет» кумранитов.

Благодаря находке во время археологических раскопок религиозных текстов, спрятанных от римлян, можно представить себе характер раннехристианского воспитания. Каждый член общины должен был не только передать единоверцам все свое имущество и посвятить им личный свой труд, но и отдать в их распоряжение «все знания». В общине практиковались коллективные формы обучения, совместное изучение священных текстов, прежде всего рукописей Ветхого завета, апокрифических произведений.

Руководители первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, поэтому их называли «учителями праведности». Основными способами обучения были устные и письменные назидания, совместное чтение отрывков из библейских книг, составление и произнесение проповедей, разучивание молитв, псалмов, притч, чтение вслух переводов священных текстов с древнееврейского на арамейский и греческий и т.д. Особое значение в христианских общинах придавалось созданию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной приподнятости, отношения к учению как богоугодному делу.

Содержание воспитания и образования ориентировалось на Библию – собрание канонических сочинений, состоящее из двух частей – Ветхого завета и Нового завета. Первая часть – иудейские священные тексты 2-го и 1-го тысячелетий до н.э. Древнейшие библейские тексты – это притчи царя-мудреца Соломона, три тысячи притчей и свыше тысячи песен, содержание которых было положено в основу воспитания. Вторая часть своими евангельскими и апостольскими текстами служила собственно христианскому обоснованию целей и содержания воспитания.

В эпоху эллинизма был составлен перевод Библии на греческий язык лучшими толкователями, который получил название «Септуагинта». Это способствовало распространению по всему Средиземноморью христианских идей, наиболее полно представленных в разделе Библии «Мудрость Иисуса, сына Сирахова», написанном в виде поучений. Все это подготовило почву для принятия народными массами Римской империи идей христианства, новозаветных книг и посланий апостолов.

Новый завет был создан в I–II вв. н.э. и оказал сильное влияние на последующее культурное и духовное развитие всех христианских народов. В основе его лежит Евангелие, что в переводе с греческого означает «благая весть». Четыре Евангелия являются собранием повестей о жизни и учении Иисуса Христа, где не только попутно изложены новые цели воспитания, но и предложены формы и способы их достижения.

Новый завет включает в себя 27 книг, написанных разнымиавторами, из которых наиболее известными являются Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Петр, Павел. Их педагогические идеи можно считать синтезом эллинистических и ветхозаветных взглядов на воспитание человека, в основе которых лежит учение о любви ко всем людям как пути спасения: чтобы достичь спасения и вечной жизни, каждому следует идти по пути самосовершенствования в направлении христианского идеала.

В первых веках нашей эры сохранялась практика воспитания и книжного научения странствующими учителями, теперь уже христианами. Сам Иисус Христос также являлся как бы странствующим учителем, чья задача состояла в проповеди нового учения о человеке и Боге. Некоторые из странствующих учителей становились школьными преподавателями. Так, в деяниях апостолов упоминается, что Павел, изгнанный из молитвенного дома в Эфесе, стал учить в школе.

Для христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием, осознание высокой важности трудового воспитания. Последнее хорошо иллюстрируют слова апостола Павла: «Кто не хочет трудиться, тот не ешь». Раннее христианство придавало особое значение семейному воспитанию, продолжив тем самым педагогическую традицию древней эпохи.

Для христианских общин были характерны забота о духовности личности и особое внимание к воспитанию детей и юношества обоего пола. Уже ранние христиане выдвинули новые взгляды на цели, методы и содержание воспитания, отражая интересы обездоленной части населения Римской империи. Они боролись за идею равенства, отказывались от собственности, выказывали глубокое уважение к труду.

Идеологи раннего христианства (II–V вв.) – Григорий Назианский, Василий Великий, Святой Иероним, Иоанн Златоуст, Блаженный Августин и другие – иначе, чем древние философы, трактовали человека и его воспитание. Если одной из центральных идей античности являлся постулат «Что полезно для человека, то должно быть сделано», то христианство исходило из иного императива: «Что справедливо, то должно быть сделано». Таким образом, античная мысль ставила в центр земное существование, тогда как христианство – вечные общечеловеческие ценности. В противовес античному идеалу соревнования и самоутверждения, культу образованности, прекрасного ума и тела отцы христианской церкви проповедовали идеал взаимопомощи и духовной независимости, смирения, аскетизма («умерщвление плоти»), объявляли, в частности, «греховной мерзостью» усиленное эстетическое воспитание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.