Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковная, государственная и частная благотворительность в досоветской России




Благотворительность и милосердие - традиции отечественной культуры.

Культурно-исторические истоки социальной педагогики в России

В толковом словаре Даля «меценат» еще отсутствует. Не найдем мы его и в речи В.О.Ключевского «Добрые люди древней Руси». Выдающийся историк использует другое понятие - «благотворительность». Мысли В.О.Ключевского о принципиальном бескорыстии благотворителя в соответствии с требованиями этики, сложившейся на Руси, очень важны для нас. Бескорыстие как обязательное условие истинной благотворительности на Руси позволяет «развести» кажущиеся тождественными понятия: «меценат» и «спонсор».Анализ сферы благотворительности в России, конкретной направленности деятельности в полной мере позволяет связать сущность благотворительности с еще одним известным феноменом-милосердием. Масштабы, этапы и тенденции благотворительности добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми выводами П.В.Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами. Теперь она предстает перед нами как обитель милосердия.

Представители разных сословий- имущие и бедные-отдавали нуждающимся то, что имели: одни-состояние, другие- силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие.» В Москве, как и Руси вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы. Почти все меценаты и коллекционеры конца прошлого-начала нынешнего века были купцами-старообрядцами. И Щукин, и Морозов, и Рябушинский, и Третьяков. Ведь старообрядческий мир традиционен, глубоко связан с истинной культурой- они из века в век научились спасать и сохранять свое духовное наследие, это было заложено в семейных генах.

 

I этап. IX-XVI вв. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.В славянском обществе, в Киевской и Московской Руси педагогика имела характер стихийной, семейно-общинной практики. Базировалась она на патриархально-православном общинном характере жизнедеятельности; традициях попечительства и благотворительности; ориентации культуры на нравственное совершенствование человека в поисках Добра и обретение гармонии индивидуального и коллективного.

Социальное воспитание осуществлялось в то время церковью и деятельностью отдельных лиц. Церковь создала систему монастырей, где находили приют страждущие, нищие, обездоленные, сломленные физически и морально, и взяла на себя выполнение трех важнейших функций: обучения, лечения, призрения. Но традиции не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди часто оказывали поддержку друг другу и, в первую очередь, – детям, несмотря на то, что в этот период дети не осознавались государством и церковью как ценность для общества.

II этап с начала XVII в. до реформы 1861 г. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения.

На Руси первые сиротские дома при монастырях возникают еще в XVI в. А в середине XVII в. существовал Приказ общественного призрения, устраивавший приюты для хронических больных, нищих и сирот. Во второй половине XVIII в. – конце XIX в. центр социальной педагогики все более перемещается в сферу государственно-общественного воспитания. К середине XVIII в. относится создание Московского воспитательного дома, куда принимались сироты и подкидыши.

III этап – с 60-х годов XIX в. до начала XX в. В этот период времени наблюдается переход от государственной благотворительной деятельности к частной благотворительности. Зарождаются общественные филантропические организации, деяния которых распространялись и на детей с физическими недостатками.Развиваются и исправительно-трудовые учреждения (Приют детей при Городском Доме трудолюбия, Долгоруковское ремесленное училище, Ксениевский приют, Бахрушинская колония, Рукавишниковский приют).). Возникают различные детские воспитательные объединения социальной направленности: площадки для подвижных игр, отряды скаутов и потешных, колонии и полуколонии, клубы и детские “очаги”, представлявшие собой своеобразные социально-педагогические комплексы. Наибольшую известность в это время приобрела деятельность С.Т.Шацкого, который вместе с А.У.Зеленко создал в 1905 г. общество “Сетлемент” (“Культурный поселок”) В целом в начале ХХ в. достаточно рельефно выделяются два направления в рамках социальной педагогики. Одно занималось социальной работой с обездоленными детьми и профилактикой правонарушений. Другое – интегрировало воспитательные силы общества и школы с целью повышения культурного уровня народа (П.Наторп, П.Блонский, С.Шацкий).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.