Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь категорий педагогики и социальной педагогики




Категории и принципы социальной педагогики

Социальная педагогика как учебный предмет: основные цели, задачи, идеи курса.

Социальная педагогика как учебный предмет имеет своей целью охарактеризовать не только будущим педагогам, но и всем, кому предстоит работать в качестве организаторов и руководителей человеческих общностей, картину педагогической действительности. Освоение курса позволит:

- ориентироваться в современных социально-педагогических тенденциях с учетом исторического общественного опыта;

- адекватно определять сферу своей профессиональной ответственности;

- успешно решать возникающие проблемы на основе теоретических знаний и практической подготовки;

- конструктивно взаимодействовать с коллегами при необходимости комплексного, интегративного подхода в решении профессиональных вопросов.

Данные задачи определяют построение учебного курса “Социальная педагогика”. Он начинается с рассмотрения культурно-исторических истоков возникновения социальной педагогики, затем социальная педагогика характеризуется как отрасль знания, рассматриваются ее категории и принципы, большая часть курса отводится рассмотрению социализации как социально-педагогического явления. Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходят социальное воспитание, его содержание и методика. Завершает курс характеристика проблемы социализированности человека и издержек социализации.

В советское время понятия “социальная педагогика” в педагогической науке не существовало. В Педагогической энциклопедии (М., 1968) определение социальной педагогики дается как “одно из направлений буржуазной педагогики”, которая занимается изучением “пограничных социально-педагогических проблем”.

Марксистская педагогика считает, что нет такой области образования и воспитания, которая не была бы так или иначе связана с обществом, и что поэтому вся педагогика социальна. Вот почему создание социальной педагогики как особой отрасли педагогической науки считалось неправомерным. В то же время имеются пограничные области знания между педагогикой и социологией, которые изучаются специальными отраслями педагогической науки: сравнительной педагогикой, социологией воспитания, педагогической социологией, экономикой народного образования.

Подобная позиция сохранялась до 80-х годов, хотя ученые в России еще до 1917 г. занимались проблемами социальной педагогики, их труды и учебники широко публиковались (вы читали об этом в 1 главе).

По современным представлениям социальная педагогика – это “отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных” (А.Мудрик).

По мнению В.Д.Семенова, “социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания”.

Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику обучения и воспитания в других странах.

Ряд отраслей общей педагогики представляют собой составные части социальной педагогики, для которых она является основной: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, воспитание в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогика клубной работы, педагогика среды, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы.

Каждое из этих направлений социальной педагогики имеет свои особенности, свои методы и может рассматриваться самостоятельно.

Социальная педагогика вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической, социальной психологией, психологией управления. Она включает в себя изучение философии, воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. В условиях кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний.

Социальная педагогика – это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами, категориями социальной воспитательной и образовательной деятельности.

Социальная педагогика заимствовала у педагогики такие категории, как “образование”, “обучение”, “воспитание”, “дети”, “ребенок”, “личность”, “развитие”, “деятельность”, “общество”, “социализация”. К собственным категориям социальной педагогики мы относим “социальное обучение”, “социальное воспитание”, “социально-педагогическую деятельность”.

Рассмотрим подробнее каждую из собственных категорий социальной педагогики, сопоставляя социально-педагогическую и педагогическую деятельность.

Педагогическая деятельность направлена на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами в образовательных учреждениях различных типов (дошкольных, общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального и дополнительного образования). Деятельность носит нормативный характер, так как регламентирована образовательными стандартами, учебными планами, программами и др. Педагогическая деятельность имеет непрерывный, плановый характер, направлена на всех детей.

Социально-педагогическая деятельность направлена на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок. Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.

Обучение – двусторонний процесс учения и преподавания. Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности. В учении ребенок познает окружающий мир, а преподавание – руководство педагогом процесса познавательной и учебной деятельности ребенка.

Социальное обучение – целенаправленный процесс и результат передачи социальных знаний и формирование социальных умений и навыков у детей.

Воспитание – это процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни.

Социальное воспитание – целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.