КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы убеждения, упражнения и коррекции в социальной работе
Наиболее широко в социально-педагогической деятельности используются такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с детьми, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующих формах поведения. Убеждение выступает формой регуляции отношений ребенка и социума, содействует трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведения ребенка, что способствует формированию убеждений. Само по себе убеждение – твердая уверенность ребенка в истинности и справедливости своих нравственных знаний, разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, волю и чувства, оказывает влияние на ребенка через его внутреннюю сферу. Однако при этом не допускается “морализирование”, когда декларируются хорошо известные истины (часто в командном тоне). Ребенок в таком случае не просто перестает слушать взрослого, а начинает относиться к нему агрессивно. Воспитательная сила убеждения напрямую зависит от положительной внутренней настроенности ребенка. Если убеждение не вызывает положительной внутренней настроенности ребенка, оно теряет свой основной смысл и тогда ничем не отличается от авторитарных (приказных) методов воздействия на ребенка. Чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать психологические особенности детей, уровень их воспитанности, интересы, личный опыт. Кроме того, сам педагог должен обладать речевой культурой, говорить правильно, образно, убедительно. Психологические особенности восприятия содержания речи должны быть такими, чтобы вызывать у ребенка надежду, гордость, чувства раскаяния в содеянном поступке и другие положительные эмоции. Еще А. С. Макаренко говорил “о внутреннем сопротивлении личности воспитательным процессам”. Тем более, социальному педагогу приходится иметь дело с ребенком, у которого накоплен определенный негативный опыт, а поэтому действия и поступки совершаются им согласно определенным убеждениям. Необходимо различать смысловой и эмоциональный барьер слова. К смысловому относится отрицательное реагирование на любое требование социального педагога, на любые его слова. При таком негативизме слова социального педагога могут вызывать противоположный эффект – “эффект бумеранга”. При эмоциональном барьере у ребенка возникает чувство неприятия, антипатии, порой озлобленности. Переубеждение – это разновидность метода убеждения. Переубеждение – фактически перестройка сознания; ошибочные представления; неверные жизненные планы не могут быть просто устранены из сознания ребенка: они должны быть вытеснены нравственными взглядами и представлениями. Органическая часть убеждения – это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления ребенка о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочное, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать, ходить грязными, неопрятными и т. д.), более мягкое, требование в виде обращения (сделай, пожалуйста; не делай этого, иначе ты огорчишь родных, и др.). По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые требования характеризуются такими признаками, как позитивность, инструктивность и решительности. Они облекаются в форму приказания, указания, предписания. Особенно действенны они в начале работы с детским коллективом или тогда, когда организуется новая для детей деятельность. В этом случае требование сходно с инструктажем. Косвенные требования (намек, просьба, совет и т.д.) опираются на сформированные у учащихся (подростков) мотивы, цели, убеждения. В косвенных требованиях в качестве стимулов не столько используется содержание самих требований, сколько принимаются во внимание те чувства и переживания детей, которые вызывает данная форма обращения к ним. В зависимости от того, как педагог относится к ребенку и к тому, что тот делает, косвенные требования делятся на три группы, представленные в таблице.
Требования должны быть основаны на уважении к личности ребенка, понимании его душевного состояния, пронизаны гуманностью, заинтересованностью в судьбе ребенка, разумностью предлагаемых действий по их выполнению; они должны выдвигаться с учетом мотивов и внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки ребенка. Требование играет вспомогательную роль в социально-педагогической деятельности. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить перед детьми задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности. При предъявлении требования следует помнить: 1. Требование должно быть доведено до логического конца. 2. Требование должно быть инструктивным, т.е. однозначным, четким, ясным и конкретным. 3. Требование должно быть конструктивным. Важно не только предъявить требование, но и показать пути его выполнения. 4. Требование должно быть позитивным, т. е. вызывать совершенно определенные действия, не запрещать, не тормозить те или иные действия детей, а нести позитивную программу их деятельности. 5. Требование должно быть доступным на данный момент времени для каждого ученика. Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример. В формировании нравственных умений и привычек большую роль играет такой метод, как упражнение, которое необходимо для того, чтобы сформировать у детей нравственное поведение. Совокупность действий ребенка выражается в его поступках, которые формируют поведение. Действия, поступки и поведение оцениваются по отношению к моральным нормам, принятым в обществе. Моральные нормы формируются у детей методом убеждения. Действия, поступки и поведение формируются путем упражнений. Упражнение – приводит к выработке ценных устойчивых форм поведения ребенка. Под нравственными упражнениями понимается многократное и систематическое повторение действий и поступков детей в целях образования и закрепления у них необходимых в жизни навыков и привычек. Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы: – постановку задачи, – разъяснение правилеевыполнения, – возбуждение потребности и стремления выполнить эту задачу, – практический показ (как это делать), – организацию практической тренировки, – предъявление требований, – напоминание о выполнении этих требований и контроль за правильностью их выполнения. Методическими требованиями к упражнениям являются следующие: · – упражнение следует проводить лишь на основе осознания воспитанником полезности и необходимости упражняемого действия, привычки; · – вначале следует добиваться точности производимого действия и лишь потом быстроты; · – количество повторений для приобретения полезного способа индивидуально, оно зависит от имеющегося опыта воспитанника; · – успех ребенка в приобретении результатов упражнения должен быть замечен и эмоционально подкреплен. Между умением и привычкой существует определенная дистанция. Вначале мы формируем умения, затем на протяжении определенного времени систематически их закрепляем и добиваемся того, чтобы умения переросли в привычку. Психолог У. Джеймс приводит по этому поводу образное сравнение: каждое нарушение новой привычки можно сравнить с падением клубка, на который мы наматываем нитку; если он один раз упадет, то придется снова сделать множество оборотов, чтобы привести его в прежний вид. Сложность работы социального педагога заключается в том, что нравственные привычки большинства детей, с которыми он работает, подчас или не сформированы или же они имеют вредные привычки. Так, малолетние бродяги, поступающие в детские дома, не обладают элементарными гигиеническими навыками. Поэтому для социального педагога в этом случае метод упражнения один из основных. Другая трудность в работе с такими детьми — укоренившиеся вредные привычки: курить, пить спиртное, сквернословить, быть агрессивными. В этом случае социальный педагог занимается фактически перевоспитанием детей, приобщением их к нормам и правилам общества. Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный педагог прибегает к таким формам организации метода упражнения, как игра (творческая, сюжетно-ролевая и др.). Ценность игры заключается в том, что собственными потребностями ребенка становятся те нормы, следовать которым мы его хотим приучить. Игра достигает своего успеха при определенных условиях: · · идея игры должна быть понятной и принятой детьми (идею игры можно предложить, но нельзя навязывать), · · дети должны активно привлекаться к составлению сюжета игры, распределению ролей, · · социальный педагог должен помогать в обогащении содержания игры, оснащении ее необходимыми атрибутами, содействовать удовлетворению интересов детей во время игры; детям должна предоставляться возможность “доиграть”, не прерывать игру до тех пор, пока задача не будет разрешена, и повторить понравившуюся игру. Среди социально-педагогических методов особую группу составляют методы социально-педагогической коррекции. Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ребенка. К методам коррекции можно отнести поощрение и наказание (методы стимулирования деятельности). Отношение к методам наказания и поощрения в разные периоды развития отечественной педагогической мысли было разное: от необходимости применения наказаний (в том числе и физических наказаний в школе) до полного их отрицания. Вся история социально-педагогической мысли свидетельствует о том, что методы коррекции (поощрение и наказание) — сложнейшие способы воздействия на личность ребенка. Законом РФ “Об образовании” запрещено физическое и психическое насилие над ребенком, иначе педагог лишается права быть им. Однако эти методы пока еще находят широкое распространение как в деятельности педагогов, так и социальных педагогов. Чтобы использовать их в практической деятельности, необходимо хорошо представлять их природу. Поощрения и наказания направлены к одной цели — формировать определенные нравственные качества поведения и характера ребенка. Но достигается эта цель различными путями: Нельзя дать общие рецепты по использованию этих методов каждый поступок всегда является индивидуальным. Однако существуют некоторые правила успешности применения этих методов, которые необходимо знать социальному педагогу: – поощрения и наказания должны быть направлены не на личность ребенка, а на его поступок; – они должны быть мобильны и индивидуальны, – применяться авторитетным в лице ребенка человеком; – поощрения и наказания требуют уважительного отношения к ребенку, – частое их применение к одному и тому же ребенку создает дополнительные трудности в работе с ним; в практической деятельности социального педагога должны применяться разнообразные виды этих методов. Методы коррекции не всегда являются издержками воспитания. Они неизбежны, так как детям свойственно исследовать границы дозволенного, а, следовательно, ошибаться и заблуждаться. Предупреждение — весьма распространенный прием, который использует педагог и социальный педагог в своей практической деятельности. Предупреждение связано с прогнозированием поступков ребенка и предотвращением таких, которые имеют негативный характер. Рассмотренные выше методы социально-педагогической деятельности применяются не изолированно и не обособленно друг от друга, а в тесной взаимосвязи между собой. 165.Использование методов индивидуальной и групповой работы, организации сообществ, различных видов терапии.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 5908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |