Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогические технологии




В настоящее время под педагогическими технологиями в самом широком смысле этого слова понимаются систематические методы планирования, применения и оценивания всех процессов обучения и воспитания учащихся путем использования человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения эффективности обучения. Технологический подход в педагогике ставит целью так построить процесс обучения и воспитания, чтобы было гарантировано достижение поставленных целей. По отношению к методике педагогические технологии являются более узким понятием, так как методика подразумевает выбор определенной технологии.

Понятие “социальные технологии” возникло в социологии и также связано с возможностью программирования и воспроизведения результатов, которая заложена в развитии социальных процессов. Одной из разновидностей социальных технологий являются технологии социальной работы, которые наиболее близки к социально-педагогическим технологиям, поскольку, деятельность социального педагога и социального работника имеет много общего.

Технология социальной работы— это практическая деятельность социального работника, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов труда. Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста.

Социально-педагогическая технология является интегративной разновидностью социальной и педагогической технологий. Возможность ее разработки обусловлена особенностями социально-педагогической деятельности, наличием структуры, благодаря которой может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться. Основными компонентами социально-педагогической деятельности выступают целеполагание, выбор способов действия и его инструментария, оценка результатов деятельности. Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты напрямую зависят от грамотного выбора содержания, методов и форм организации конкретной деятельности.

Общая схема социально-педагогической технологии выглядит следующим образом.

1. Диагностирование проблемы (сбор, анализ и систематизация информации, помощь клиенту в формулировании проблемы).

2. Поиск путей решения этой проблемы (постановка цели и задач, выделение конкретных задач деятельности, которые определят содержание деятельности, поиск адекватных задачам технологий).

3. Выбор соответствующих методов и форм организации, которые взаимосвязаны между собой.

4. Оценка решения проблемы и рефлексия деятельности на каждом этапе.

Если проблема не решена или решена частично, процесс повторяется с учетом ошибок, выявленных на этапе рефлексии.

Таким образом, технология социально-педагогической деятельности – совокупность методов и приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующаяся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария. Понятно, что содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того формы и методы также между собой взаимосвязаны.

Применение технологий в работе социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенные структурные компоненты его деятельности.

Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Особенностью деятельности социального педагога является то, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с учителями, конфликтом с группой детей и др.), поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации ребенка и поставить диагноз.

Следующий этап — поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности. Выполнение поставленных задач может осуществляться двумя путями.

Первый — такую проблему можно решить известным способом, с применением уже разработанных технологий, поэтому задача социального педагога заключается в выборе именно той технологии, которая обеспечит успешное разрешение проблемы. Для этого социальный педагог должен быть вооружен знаниями обо всех существующих социально-педагогических технологиях, а также умениями выбирать ту, которая необходима в данном конкретном случае. Если ему это не удается (случай исключительный), тогда социальный педагог должен уметь составить свою собственную программу решения проблемы, т. е. самостоятельно разработать технологию своей деятельности в данном случае. Для этого социальному педагогу необходимо знать, что такое индивидуальная программа, как она составляется, как при этом учитываются особенности ребенка и особенности его проблемы и многое другое. В любом случае эти две ветви, обозначенные на схеме, ведут к решению проблемы. Для этого социальный педагог, в зависимости от того, какую технологию он применяет, выбирает соответствующие методы (убеждение, упражнение и др.) и формы организации (индивидуальная, групповая) своей деятельности, определенные средства, которые он использует в работе и которые позволяют ему решить проблему ребенка. По окончании работы социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка. При этом возможны по крайней мере два случая: социальный педагог положительно решает проблему ребенка, и на этом его деятельность с ребенком заканчивается; второй случай — социальный педагог не смог или только частично решил проблему ребенка, тогда необходимо, выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапе диагностирования, выбора решения или определения методов и средств. В этом случае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторение решения проблемы.

Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики — диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.

В практике работы социального педагога наиболее часто используются следующие социально-педагогические технологии:

· социально-педагогическая профилактика – организационно-воспитательные мероприятия, направленные на предупреждение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера в поведении детей;

· социально-педагогическая поддержка – социально-педагогическая помощь, оказанная человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, и касающаяся той области, в которой у него в данный момент затруднение;

· социально - педагогическая коррекция социальной ситуации развития ребенка– предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена прежде всего на самого ребенка;

· социальная защита детства – специальные меры по гарантированному обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребенка;

· социально-педагогическая реабилитация детей и подростков – система мер, направленная на восстановление разрушенных или утраченных ребенком общественных связей вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма (дети-инвалиды), изменением социального статуса ребенка (сирота) и отклоняющимся поведением ребенка (ребенок-беспризорник, ребенок-правонарушитель).

Например, социально-педагогическая технология работы с подростками в школе выглядит следующим образом.

1. Организационная работа.

Формулирование целей и задач работы с точки зрения администрации. Встреча с педагогами, работающими в этих классах, и психологом (получение информации о детях). Встреча с родителями (ознакомление с целями работы, получение согласия на диагностическую и коррекционную работу). Встреча с подростками. Проработка полученной информации. Планирование деятельности специалистов, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач.

2. Диагностические процедуры.

Исследование личности подростка (личностные особенности, самооценка, структура способностей, характер взаимоотношений, профессиональная ориентация). Корректировка программы тренинга с учетом трудностей подростков. Индивидуальная встреча с родителями подростков, имеющих проблемы. Первичная помощь в решении проблем, активация родителей на позитивное вмешательство в развитие подростка.

Встреча с учителями для совместного обсуждения причин трудностей подростков.

3. Тренинг для подростков жизненных умений, личностного роста.

4. Консультативно-методическая работа с подростком, родителями, педагогическим коллективом.

5. Профориентационная работа с подростком, родителями, учителями.

Подведение итогов, выделение функций психологического и педагогического сопровождения проблемных подростков, планирование последующей работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 14640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.