Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы социально-педагогической помощи семье




Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать социальный педагог.

1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно выступает ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях, помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций, требуется вмешательство внешних сил.

3. Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушения.

4. Диагностическая модель основываетсяна предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики – семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии – диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

Социальный педагог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений. Богатый опыт оказания социально-педагогической помощи накоплен в зарубежной практике, где используются долгосрочные и краткосрочные формы работы. Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия (табл. 3).

Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание необходимой помощи в непосредственно кризисной ситуации. Такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в семье усиливаются психолого-педагогические проблемы. Это кризис 3-х лет (формирование основных индивидуально-психологических качеств личности и создание предпосылок для развития социально- нравственных качеств), в 7 – 8 лет (адаптация к новому социальному статусу школьника), 12 – 17 лет (период самоутверждения, изменения отношений с родителями и миром взрослых в целом), 18 – 21 год (социальное самоопределение). Кризисная ситуация требует быстрого реагирования, поэтому детальная диагностика не проводится, а используются как внутренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи. Социальный педагог решая задачу путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки, старается смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса.

Проблемно-ориентированная модель взаимодействия относится к краткосрочным стратегиям работы, продолжительность которых не превышает четырех месяцев, и направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей. Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях люди самостоятельно могут решить свои проблемы или уменьшить их остроту. Соответственно социальный педагог должен создать такие условия. В центре внимания социального педагога на диагностическом этапе ситуации, породившие проблему, а не внутренние особенности семьи. Далее совместно с семьей формулируются конкретные, достижимые цели. Выбранная проблема решается совместными усилиями, а успешное ее решение дает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно. Работа с семьей необходима, если проблема связана с особенностями взаимодействия между ее членами: деструктивное отношение к ребенку, неверный стиль воспитания, неудовлетворительный психологический климат семьи и пр.

Ведущим методом проблемно-ориентированной модели является составление контракта между социальным педагогом, оказывающим помощь, и семьей (или отдельным ее представителем), в котором зафиксированы не правовые, а моральные обязательства, которые закрепляются официальным документом. Составлением контракта реализуется на практике важный этический принцип о самоопределении клиентов, заимствованный социальной педагогикой из социальной работы. В работе с подростком составление контракта придает отношениям сторон “взрослый”, деловой характер, что, безусловно, играет положительную роль. Долгосрочные работы, преобладающие, в основном, в зарубежной практике, построены на психосоциальном подходе. Задачей психосоциального подхода является изменение семейной системы, адаптация ее к выполнению своей специфической функции или изменение ситуации (другие общественные системы), оказывающей влияние на семью.

При низкой мотивации обращения семей за социально-педагогической помощью необходимо применение такой формы работы, как патронаж (посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно- реабилитационными целями, позволяющее установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь). Патронаж дает возможность наблюдать семью в естественных условиях, что позволяет получить большой объем информации. Проведение же патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому необходимо о времени и целях посещения информировать семью заранее. Цели патронажа могут быть следующие:

· диагностические (знакомство, изучение возможных факторов риска, сложившихся проблемных ситуаций);

· контрольные (оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем, анализ хода реабилитационных мероприятий);

· адаптационно-реабилитационные (оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи).

В отношении асоциальных семей, где обстановка не отвечает нуждам ребенка, а в ряде случаев, представляет опасность, социальный педагог, исходя из интересов ребенка, использует другой подход. Он, совместно с правоохранительными органами, ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегает к карательным мерам, выступая, например, инициатором лишения родителей прав на воспитание ребенка. Патронажи могут быть единичными и регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы с конкретной семьей. Так с запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, неоднократно посещаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов, освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных, асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то степени дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Важное место в работе социального педагога с семьей занимают консультационные беседы (прямые или завуалированные ), которые предназначены, в основном, для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Наиболее распространенные приемы консультирования – эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. Конечная цель консультационной работы – актуализировать внутренние резервы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы, например, тренинги. Групповые методы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, а возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

В современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и др. От разрешения проблем семьи во многом зависит будущее страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.