Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности работы социального педагога в школе




Работа социального педагога в школе и микрорайоне

В практике современной школы, когда “канула в лету” идеология коммунистического воспитания и утопия “всестороннего развития личности”, казалось, у педагогов наступила растерянность: как в воспитании подрастающего поколения обойтись без школьного комсомола и пионерии. Общеобразовательная школа должна была пересмотреть свою учебную, воспитательную и социальную роль, выдвинув на первый план социальные функции. Попытаемся их выделить.

Это, по-прежнему, решение задачи выполнения Закона о всеобщем образовании, но организация образования строится в интересах детей и подростков.

Это организация воспитательной работы в школе на том же уровне, что и обучение.

Это переориентация всей деятельности школы с тем, чтобы поставить в центре всей ее работы личность ребенка, его интересы и способности, организовать по-настоящему заботу о детях, утвердить “педагогику ненасилия”.

Это организация всей работы школы при развитии активности детей, детского самоуправления, создания различных детских объединений, клубов.

Основной социальной задачей школы остается воспитание Человека, Гражданина и осуществление права ребенка на образование. На современную школу возложена обязанность выполнения президентской программы “Дети России”, в соответствии с которой оказывается педагогическая и социальная помощь детям, нуждающимся в социальной защите. В системе социального воспитания, таким образом, можно обозначить три основных взаимосвязанных направления деятельности школы и других институтов общества:

· передача (организация) социального опыта учащихся и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретной личности, ее самоактуализации в ближайшем окружении, самовоспитания в желательном для общества направлении; активизация интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других направлений развития личности;

· создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении, формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей, что является основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтной значимости этого окружения для личности;

· · процессы ресоциализации и социальной реабилитации, предполагающие комплекс мер преодоления асоциальных отклонений и профилактики правонарушений детей и подростков, обеспечение социальной помощи и защиты с целью преодоления социальной дезадаптации и включения их в жизнь.

В различных странах существует два подхода к работе: или социальный педагог сотрудничает со школой, или он является ее штатным работником. Сотрудничая со школой, прикрепленный социальный педагог часто бывает в ней, помогает родителям и школьникам внормализации отношений, выясняет причины непосещения учениками школы. Он выявляет проблемные семьи, т.е. выполняет следующие обязанности: часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещения учениками школы.

Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребенку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции. От школьного врача он узнает о длительной болезни ребенка, причинах ее, и, чтобы предотвратить отставание в учебе, помогает заниматься дома или в больнице.

Введенный в штат, социальный педагог также работает с неблагополучными семьями, отстающими учениками, а еще создает детские объединения для проведения свободного времени, привлекает к этому родителей.

В отличие от учителя-предметника, он – не за учительским столом, а в школьном клубе, в секции, в “тусовке”, в разновозрастном отряде, там, где необходима его помощь и содействие ребенку. Он выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьный курс. Это дети, которые переживают стрессы как в коллективе сверстников в школе, так и в семье. Дети больные, с той или иной патологией, дети, пристрастившиеся к наркотикам, курению, алкоголю. Чаще всего они стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Отдельная категория заботы социального педагога – одаренные дети. Иногда помощь может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае – научить самоконтролю, вселить уверенность. В том и другом случае от социального педагога требуется чуткость, сердечность, искренность.

Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, разнообразные трудовые, туристские и краеведческие отряды. Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помогает освоиться в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. Он следит за детьми-дошкольниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает им; контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные школьные завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.

· Социальный педагог работает в содружестве с остальными членами педагогического коллектива, которые берут на себя решение отдельных вопросов. Администрация школы, классные руководители, воспитатели групп продленного дня организовывают детям из малообеспеченных семей выделение материальной помощи, бесплатное питание в школе. Классные руководители, воспитатели групп продленного дня изучают положение ребенка в семье, работают с трудными детьми индивидуально. Психологи исследуют способности ребенка и его интересы, намечают пути его индивидуального развития, его обучения и воспитания, оказывают психотерапевтическую и психологическую помощь, консультируют родителей и детей. Существующая в школе служба здоровья проводит углубленные осмотры школьников, создает физкультурные группы, организовывает специальное питание для ослабленных детей и наблюдение за карантинными классами. Руководит социальной работой в школе один из заместителей директора. Вопросы социальной работы с детьми и родителями обсуждаются на родительских конференциях и педагогических советах. В школах, где нет освобожденного социального работника, пересмотрены обязанности всех ее сотрудников.

· Еще одна область деятельности социального педагога в школе – организация обучения учащихся важнейшим социальным навыкам. В современной педагогике особое внимание уделяется комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребенка в процессе его социализации. В педагогической литературе этот комплекс навыков объединен общим названием “жизненно важные навыки”.

· Жизненно важные навыки – комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни. Это навыки:

· · позитивного и конструктивного отношения к собственной личности (способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания);

· · позитивного общения (способность взаимодействовать с окружающими);

· · чуткого и доброго отношения к миру и окружающим людям, эмпатия (способность поставить себя на место другого, даже в незнакомой для нас ситуации, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть);

· · управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями (осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение);

· · адекватного поведения в стрессовых ситуациях (способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас);

· · продуктивного взаимодействия (способность конструктивно и цивилизованно выстраивать отношения с другими людьми);

· · самостоятельного принятия решений (способность принимать конструктивные, взвешенные решения, учитывая различные мнения и прогнозируя последствия);

· · решения проблемных ситуаций (помогает справиться с проблемами, стандартными и нестандартными ситуациями);

· · критического мышления (способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида);

· · творческого мышления (способность творчески решать ситуации повседневной жизни).

· В ряде стран обучение этим жизненно важным навыкам является неотъемлемой частью школьной программы. В нашей стране такой курс возможен в рамках дополнительного образования или факультатива, кружка. Социальный педагог становится инициатором создания и основным преподавателем подобного курса. Подобный курс разработан и апробируется в ряде школ Санкт-Петербурга и Новгорода Великого и направлен на решение таких задач, как:

· – организация занятий, дающих ученикам возможность систематической и последовательной тренировки жизненно важных навыков, что обеспечивает их формирование и развитие;

· – обеспечение взаимодействия педагога и родителей подростков для создания оптимальных условий развития и формирования комплекса жизненно важных социальных навыков.

· Данный курс успешно реализуется в структуре внеклассной работы школьного коллектива, став содержанием работы классного руководителя.

180.Помощь детям, нуждающимся в социальной защите; организация досуга; координация социальной




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.