Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ручин В.А




Шаг к совместному проекту по совершенствованию специального образования в СНГ

Научно-практическая конференция

«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ» -

Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

[email protected]

В наши дни специальное образование нового типа жизненно необходимо и востребовано в СНГ. Фактически, современное специальное образование – один из важных инструментов преобразования социальной сферы, формируемой на европейских стандартах. Это обусловлено, по меньшей мере, двумя важными обстоятельствами: социальной модернизацией, ориентированной на сближение с ЕС, и расширением сферы услуг для людей с ограниченными возможностями. Мы являемся свидетелями новой тенденции социального развития, тенденции, связанной с ростом количества лиц с ограниченными возможностями, что вызвано и демографическими, и социальными причинами. Индикатором этой тенденции являются результаты исследований Всемирной организации здравоохранения - около 10% населения в мире - инвалиды, что подтверждается последними шагами правительства Казахстана, России, Украины по созданию благоприятных условий для социальной адаптации инвалидов.

Казахстан. В 2002 году принят Закон о социальной защите детей с ограниченными возможностями. В 2007-2008 годах проведены Международные семинары по внедрению кредитной системы обучения и кредитных технологий. В феврале 2009 года Министерство образования и науки Республики Казахстан в сотрудничестве с Советом Европы и Обсерваторией Великой Хартии Университетов в резолюции международного форума определило создание в республике Казахстан ряда ключевых организаций, тесно взаимодействующих с рабочей группой Болонского процесса. В настоящее время 18 казахстанских высших учебных заведений подписали Великую Хартию Университетов, которая является основой Болонской Декларации.

Российская Федерация. Министр иностранных дел РФ в 2008 году подписал Конвенцию ООН о правах инвалидов, а министр образования РФ определил 2009 год как год перехода высшей школы на многоуровневую систему подготовки специалистов.

Украина. В 2005 году присоединяется к Болонскому процессу. В 2007 году Министерством образования и науки Украины принят план действий по обеспечению качества высшего образования Украины и её интеграции в европейское и мировое образовательное пространство на период до 2010 года. Министерством труда и социальной политики Украины разработаны методические рекомендации по организации профессионального обучения инвалидов по кредитно-модульной технологии.

В ходе предварительного исследования выявлена проблема: рост социальных услуг для лиц с ограниченными возможностями и устаревшая система специального образования. Подготовка специалистов нового типа в соответствии со стандартами третьего поколения – дело ближайшего будущего, а создание новой образовательной программы – это работа на опережение. Процесс разработки программы, по сути, представляет собой четкую формулировку нового стандарта по направлению «Специальная педагогика» и отражает национальный приоритет развития высшей школы. Адаптация европейского стандарта для стран-партнеров будет проходить на базе факультета коррекционной педагогики и специальной психологии СГУ.

Масштаб работ предопределил создание консорциума, состоящего из профильных факультетов университетов ЕС и СНГ, неакадемических организаций и региональных министерств этих стран, УМО министерства образования РФ и независимых экспертов. Каждый участник консорциума действует в соответствии со стратегическими целями своих организаций. Достижение специфической цели проекта, сформулированной в названии настоящего проекта «Адаптация двухуровневой европейской системы для специального образования», будет способствовать распространению полученных результатов в сфере высшего образования стран-партнеров и, по существу, открывает высшие учебные заведения для преподавательской и студенческой мобильности.

Процесс образования консорциума берет начало в многолетних двусторонних партнерских отношениях и организационно завершается международной научно-практической конференцией (середина ноября 2008) по теме: «Инклюзивное образование: опыт и перспективы». Логика создания консорциума, выстроенная рабочей группой, базируется на принципе взаимной дополняемости компетенций и возможностей. Каждый партнер обладает своими достижениями в специальном образовании, опытом разработки многоуровневых образовательных программ, необходимым для тесного взаимодействия. Сотрудничество в достаточно узкой сфере специального образования уже приносит взаимную выгоду университетам из стран-партнеров, и стран-участниц. В целом реализация проекта дает прямую выгоду каждому партнеру, способствуя реализации идей Болонского процесса. В состав консорциума входят 12 вузов из СНГ, 4 вуза из ЕС, три внешних эксперта, 6 ассоциированных членов, два российских вуза межтемпусовского сотрудничества.

Университеты стран ЕС нацелены на передачу теоретического и практического опыта и мониторинг деятельности в университетах стран-партнеров. У каждого университета из ЕС определена роль, поддержанная консорциумом, а именно:

· университет им. Яна Коменского (Словакия) - содержание и методическое обеспечение образовательных программ;

· университет в Градец Кралове (Чехия) - организация самостоятельной деятельности студентов, система работы академических консультантов, информационно-образовательная среда вуза;

· университет им. Максимилиана (Германия) - система контроля качества учебного процесса: текущая и итоговая аттестация на основе ECTS, особенности организации студенческой мобильности;

· Голландская школа образования в Амстердамском университете (Голландия) - организации различных видов практик студентов.

Университеты стран СНГ нацелены на модернизацию и создание образовательных программ в соответствии с национальным приоритетом, а также на обмен теоретическими и практическимиразработками в области специального образования. Казахстан (Западно-Казахстанский университет им. М. Утемисова, Казахский национальный педагогический университет имени Абая) и Украина (Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова) заинтересованы в модернизации национальных систем высшего профессионального образования, прежде всего, с точки зрения совместимости с европейской образовательной моделью. В этих странах уже осуществлен переход на многоуровневую систему образования, однако учебные программы не позволяют в полной мере осуществлять студенческую мобильность.

Россия нацелена на создание образовательных программ в соответствии с Федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. Этот процесс предполагает объединение усилий четырех профильных факультетов университетов РФ (ВГПУ, ПГСГН, ПИ СГУ, ЧПГУ) по разработке модульной программы бакалавра и программы магистра по направлению «Специальное образование» и профилю «Образование лиц с нарушением зрения», отвечающих архитектуре Болонского процесса. В дальнейшем разработанные программы будут представлены для рассмотрения и одобрения УМО по специальностям педагогического образования и использованы на постоянной основе в системе высшего профессионального образования Казахстана, России, Украины.

Проект «Адаптация Европейской модели специального образования в СНГ» нацелен на модернизацию существующих и создание для стран СНГ новых учебных программ высшего профессионального образования по направлению «Специальное образование»: бакалавр (срок обучения – 4 года) и магистр (срок обучения – 2 года). Программы будут разработаны в соответствии с запросами конечного потребителя – министерств образования и социального развития стран-партнеров и направлены на конвергенцию с Европейской моделью высшего образования. Практическая отработка образовательных программ в рамках проекта предполагает студенческую мобильность и перенос ECTS между университетами-членами консорциума.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЕВРО-АЗИАТСКИЙ ПРОЕКТ: XXI ВЕК –




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.