Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ананьев В.Л




ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Центр социологических и политических исследований Белорусского Государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь

invo2@mail.belpak.by

 

В настоящее время во всем мире, в том числе и в Республике Беларусь, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению инвалидизации населения. По оценкам ООН инвалиды составляют до 10% населения мира. В Республике Беларусь показатель первичной инвалидности в 1986 году составил 42 человека на 1000 населения, а в 1996 — 84,3. По оценкам исследователей в ближайшее 5-10 лет следует ожидать увеличение числа инвалидов в 2-3 раза[2].

Одной из важнейших задач социальной политики государства является полноценная социальная реабилитация и формирование достаточной социальной компетенции инвалидов всех категорий и особенно людей, имеющих наиболее тяжелую форму инвалидности, к которым можно отнести инвалидов по зрению.

В 2005 году социологами Центра социологических и политических исследований Белорусского государственного университета совместно с ООО «Инво–сервис» выполнен научно-исследовательский проект «Актуальные проблемы формирования социальной компетенции детей инвалидов по зрению в Республике Беларусь». Целью данного исследования являлось разработка конкретных предложений по совершенствованию системы социальной реабилитации детей-инвалидов по зрению Республики Беларусь. В процессе исследования изучались:

· спектр проблем (общих и специфических) каждой группы детей инвалидов по зрению;

· проблема перехода в Республике Беларусь к системе интегрированного обучения детей-инвалидов по зрению;

· эффективность существующей в Республике Беларусь системы социальной реабилитации инвалидов по зрению;

· факторы, способствующие успешной медицинской, трудовой и социальной реабилитации молодых инвалидов;

· система мер для всесторонней и полной реабилитации детей-инвалидов по зрению.

В рамках проекта был проведён сплошной опрос учащихся выпускных классов всех шести специальных школ для детей с нарушениями зрения Республики Беларусь. Всего было опрошено 132 человека.

Одной из важнейших проблем социальной реабилитации инвалидов, в том числе и инвалидов по зрению, является проблема образования. Без её решения невозможно обеспечить инвалиду достаточно полноценную социальную коммуникацию. Современный мировой опыт показывает, что наиболее успешно реабилитация инвалидов, особенно детей-инвалидов, осуществляется в семье. Однако государственная система образования детей-инвалидов по зрению Республики Беларусь ориентирована главным образом не на семью, а на помещение ребёнка-инвалида по зрению в специальное учреждение – специальную школу-интернат. Данные социологического опроса указывают на то, что большинство (70,4%) опрошенных учащихся считают, что у каждого ученика должно быть право выбора в какой школе учиться, сторонниками только интегрированного обучения инвалидов по зрению являлось 9,1% опрошенных, а 13,2% респондентов считали, что инвалиды по зрению должны учиться в специальной школе.

До настоящего времени для большинства инвалидов по зрению действует следующая схема социальной реабилитации: специальная школа — специальное предприятие для инвалидов по зрению. Специальное предприятие предлагает инвалиду по зрению чаще всего работу, характеризующуюся высокой степенью монотонности, не требующую практически никакой интеллектуальной активности работника. Таким образом, полученное инвалидом по зрению в специальной школе общее среднее образование на специальном предприятии оказывается практически невостребованным.

По данным опроса, почти половина опрошенных (48,5%) нацелена на продолжение образования и получение какой-либо специальности. Значительная часть респондентов (39,4%) пока не определилась со своими жизненными планами, что объясняется тем, что социологический опрос проходил в марте месяце и для принятия окончательного решения у респондентов ещё было время. Большинство опрошенных ориентируются на получение специальности в гуманитарной сфере, что свидетельствует о достаточно высоком уровне работы по профессиональной ориентации, проводимой с незрячими и слабовидящими учащимися в специальных школах нашей страны. Кроме того, 11,4% респондентов в будущем видят себя психологами или социальными работниками. Указанное обстоятельство, бесспорно, является положительным, так как мировой опыт показывает, что лучшим реабилитологом для инвалида по зрению является реабилитолог, имеющий такие же проблемы, как и его реабилитант. Таким образом, полученные данные указывают на то, что большинство молодых инвалидов по зрению не считают работу на специальном предприятии оптимальным способом решения проблемы своего трудоустройства.

Однако получение инвалидом профессии не всегда является кардинальным решением проблем его социальной реабилитации, так как получение незрячим человеком качественного профессионального образования порождает новую проблему – трудоустройство по полученной специальности. В этой связи мало привлекательная для инвалида по зрению работа на специальном предприятии является единственным способом решения проблемы его трудоустройства. По данным опроса, 15,2% учащихся реально представляют для себя описанную проблему, отметив, что для них важным критерием при выборе профессии является возможность легко получить работу по специальности. При этом указанный критерий стоит на втором месте после привлекательности профессии (18,2% респондентов). Поэтому основным направлением совершенствования системы образования инвалидов по зрению является кардинальное решение проблемы интеграции незрячих в общество. Однако на пути решения указанной выше проблемы встаёт серьёзный барьер.

Каждый человек более 70% информации об окружающей среде получает посредством зрения. Исходя из этого инвалид, полностью или частично лишённый зрения, относится к категории людей с наивысшей степенью ограниченности своей мобильности. Таким образом, в процессе получения инвалидом по зрению образования и в его будущей трудовой деятельности главной проблемой является самостоятельный доступ к визуальной информации, прежде всего – к информации в виде печатных изданий, что требует привлечения значительных, прежде всего, финансовых ресурсов.

Отмеченная проблема имеет два пути решения: переиздание обычных печатных изданий, напечатанных шрифтом Брайля, и создание так называемых «говорящих книг» – фонограмм с записью читаемых диктором текстами печатных изданий. Однако решение проблемы ограниченности самостоятельной работы незрячих с печатными изданиями указанными выше путями осложняется высокой стоимостью и относительно низкой оперативность процессов выпуска книг, напечатанных шрифтом Брайля (весьма громоздких и недолговечных), и создания «говорящих книг» голосом диктора. Кроме того, записанные голосом диктора «говорящие книги» ввиду отсутствия у них поисковой системы отдельного участка текста мало пригодны для фрагментарного чтения. Последнее особенно важно при работе незрячего с учебной и справочно-информационной литературой. Отмеченные выше недостатки «озвученной литературы» и литературы, напечатанной шрифтом Брайля, а также потребность данной литературы в относительно небольших количествах, делают процесс её выпуска для производителей экономически малопривлекательным.

В настоящее время в нашей республике осуществляется повсеместное внедрение в процесс обучения школьников, в том числе и школьников-инвалидов, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако для инвалидов по зрению этот процесс сопряжён с двумя трудностями: отсутствием достаточного количества специального оборудования – специальных дисплеев, выводящих информацию шрифтом Брайля ввиду их высокой стоимости и специального программного обеспечения. Кроме того практически отсутствуют специально подготовленные электронные учебники для незрячих школьников.

Для успешного внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования инвалидов по зрению необходимо создание компьютерных программ, по принципу работы максимально приближенных к работе аналогичных по функциям программ для зрячих пользователей, а также разработать алгоритмы, позволяющие при минимальных затратах труда и времени создавать электронные книги для инвалидов по зрению.

Разработка программного обеспечения для работы незрячих пользователей с текстами велась в направлении создания и последующего совершенствования так называемых «скрин-ридеров» (чтецов экрана) – программ поддержки экранного доступа. Наиболее популярной из программ такого класса является программа JAWS компании Freedom Scientific (США). Однако программы «скрин-ридеры», при всей их внешней привлекательности, обладают рядом серьёзных недостатков. Они весьма трудны в обучении для инвалидов, у которых отсутствует зрение с рождения. Кроме того, ещё одной проблемой указанных программ является невозможность полного и адекватного преобразования графической информации в речевую.

Таким образом, оптимальной для работы незрячего пользователя может являться компьютерная программа, специально ориентированная на его возможности, то есть практически не использующая вывод информации на дисплей компьютера. Пользовательский интерфейс такой программы должен быть построен исключительно на основе клавиатуры (ввод информации) и звуковой подсистемы компьютера (вывод информации). Достаточно привлекательной является возможность создания программ, совместно использующих вывод речевой информации и вывод графической информации на специальный дисплей или принтер для незрячего. Однако ввиду высокой стоимости специальных устройств вывода информации для незрячих широкого распространения подобные программы не получат.

Начиная с середины 2003 года в ООО «Инво–сервис» были начаты теоретические и практические работы по разработке специальной технологии создания электронных «озвученных» книг для незрячих людей. В основу работы положены авторские идеи руководителя работ, инвалида по зрению В.Л. Ананьева.

С января 2007 года в специальной школе для детей с нарушением зрения в г. Молодечно Минской области на уроках истории и физики, а также при выполнении домашнего задания используются электронные «говорящие» учебники», созданные с использованием описанной технологии. При работе с программой используются понятия: «книга», «содержание книги», «текст книги», «абзац», то есть те понятия, которые используются при работе незрячего с книгой, изданной шрифтом Брайля. Практическое использование программы-чтеца в указанной школе показывает, что ученик, не имеющий специальных навыков работы с компьютером, может достаточно легко и быстро научиться работать программой. В школе работу с описанной программой освоили даже учащиеся с задержкой психического развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.