КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г. Саратов, Россия. Тенденции в развитии инклюзивного образования
Ильина О.М. Тенденции в развитии инклюзивного образования Библиографический список 1. Актуальные проблемы образования инвалидов в Республике Беларусь. Материалы Международного Форума «Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания» г. Минск 5-6 апреля 2005 г. – Минск, 2005. С. 235–238. 2. Анализ динамики показателей инвалидности в Республике Беларусь. Информационно-аналитический обзор БелНИЭТИН. — Минск: БелНИЭТИН, 2000. 95с. 3. The scientific research project “Topical Issues of Social Competence Formation of Visually Handicapped Children in the Republic of Belarus” (Social Competence). ICEVI Europe Chemnitz 2005. СРОО «Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения» В настоящий момент проблема обучения детей-инвалидов, обеспечения для них гарантий равенства в сфере образования остается актуальной и не утрачивает своей значимости. Конституционные принципы, гарантирующие доступность образования и возможность его получения любым ребенком независимо от состояния здоровья, в законодательстве Российской Федерации четко закреплены. Закреплены и дополнительные гарантии образования детей-инвалидов, касающиеся интеграции и создания специальных условий обучения и воспитания. В российском законодательстве об образовании имеются нормы, закрепляющие цели, в общем соответствующие принципам инклюзивного образования. Термин «инклюзивное образование» новый для российских специалистов в области образования и не известен пока российской системе законодательства. Проекты законодательных актов о специальном образовании предлагают ввести в разряд нормативных терминов термин «инклюзивное образование», обозначая его как совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования. В настоящее время интеграция признается ведущей тенденцией развития системы специального образования. Однако необходимо отметить, что Россия подошла к интеграции позже Западной Европы, при этом тенденция к интеграции инвалидов в общество возникает в нашей стране в принципиально иных социокультурных условиях. Европа вошла в этот период на основе дальнейшего развития уже установившихся норм демократии и во время экономического подъема, Россия же в ситуации начала становления демократических норм, глубочайшего экономического кризиса. Обсуждение проблем специального обучения и интеграции ведется на западе в рамках жестких законодательных положений. Так, например, в 2001 году Британским парламентом был принят закон о лицах со специальными образовательными потребностями и ограничениями (Special Educational Needs and Disability Act[26]). Закон закрепил право каждого ребенка обучаться в общеобразовательной (mainstream) школе. Если в отношении ребенка вынесено соответствующее «заключение», то он должен оставаться в обычной школе при условии, что его родители согласны и это не является несовместимым с надлежащим обучением других учеников. Местные органы управления образованием должны оказывать помощь родителям и консультировать их по поводу специальных образовательных нужд ребенка. Директор школы должен принимать меры к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями не были поставлены в худшее положение по сравнению с другими учащимися, в том числе при приеме в школу. При этом ему следует принимать во внимание «конфиденциальные просьбы» самого ребенка или его родителя о сохранении в тайне причин ограничений у ребенка и само существование таких ограничений. Законодательство Великобритании достаточно подробно регулирует отношения в сфере обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями при получении образования. Законодательство и система специального образования в США имеет особенности по сравнению с законодательством и практикой европейских государств. Основным законодательным актом США в рассматриваемой области является закон о специальном образовании детей с ограниченными возможностями (Individuals with Disabilities Education Act, IDEA), принятый в 1975 году, который до 1991 года назывался «Закон об образовании всех отсталых детей» (Education for All Handicapped Children Act)[27]. Изменения в указанный акт вносились в 1986, 1995, 1997, 2004 годах. Третья часть закона содержит нормы о раннем вмешательстве, то есть услугах, которые могут оказываться детям до трехлетнего возраста в соответствии с планом семейного обслуживания. Четвертая часть включает нормы о мерах государственной поддержки деятельности по улучшению специального образования, включая подготовку кадров. Таким образом, в странах Западной Европы и США существующее законодательство регулирует право на образование детей с ограниченными возможностями, обеспечивая равные возможности и интеграцию. В России с начала 90-х годов прошлого века продолжается дискуссия об инклюзивном образовании, предпринимаются попытки сформулировать законодательные предложения с целью решения проблемы равного доступа к образованию всех детей в общих учреждениях независимо от состояния здоровья[28]. Теоретически возможны разные пути интеграции: революционный и эволюционный.[29] Революционный путь предполагает разрушение традиционных форм организации специального образования и замену их новейшими западными моделями интеграции. Эволюционный подход рассматривает интеграцию как лишь один из возможных и необходимых подходов к образованию детей с отклонениями в развитии, сосуществующих и будущих сосуществовать с другими подходами к образованию этих детей.[30] На наш взгляд, построение научно обоснованной стратегии развития национальной системы специального образования на современном этапе требует разработки законодательного механизма реализации права на образование детей-инвалидов в интегративных структурах; учета эволюционного характера кризиса специального образования, начавшегося 90-х годах ХХ столетия и условий его протекания. К сожалению, особенностью развития интегративных подходов в системе специального образования в России является тенденция копирования западных образцов. Поспешное широкое внедрение идей интеграции в образование в современных российских реалиях могут привести не к искомому равенству прав, а к потере детьми-инвалидами возможности получить образование, обеспечивающее продвижение их в развитии. Поэтому, признавая интеграцию одной из стратегических задач развития системы специального образования на современном этапе, следует рассматривать интеграцию как один из возможных и необходимых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. На наш взгляд, необходим поиск таких интегративных подходов, при котором был бы законодательно отработан механизм реализации права на образование детей-инвалидов в условиях образовательных учреждений общего типа, но при этом не происходило бы свертывание специальных образовательных учреждений.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |