Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Саратов, Россия. Школа-интернат для незрячих и слабовидящих детей,




Школа-интернат для незрячих и слабовидящих детей,

Абрамова А.И.

Проблемы и перспективы развития

В России отношение к детям–инвалидам прошло в своем развитии несколько этапов от безразличия к ним до признания необходимости закрепления в законодательных нормах их правового положения.

Под влиянием происходивших в Европе в конце XVIII века событий Россия начинает заимствовать опыт открытия специальных школ для детей–инвалидов. Открытие в России первых специальных учебных заведений произошло в период правления Александра I. Минуя этап накопления собственного опыта в обучении лиц с умственными и физическими недостатками, Россия в готовом виде заимствовала западную модель – специальную школу.

Таким образом, «западная модель - эксклюзивная модель специального обучения попала в Россию раньше, чем была воспроизведена в большинстве европейских стран, где отношение к инвалидам менялось по эволюционным законам».[2]

При этом надо иметь в виду, что не государство, а отдельные богатые лица являются организаторами специальных учреждений призрения и образования для детей с отклонениями в развитии, так как в России в начале 19 века еще не сложились социально-культурные предпосылки для осознания обществом целесообразности обучения детей с нарушениями в развитии.

До 1917 года в европейской части России существовало незначительное число учебных заведений для детей с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. Одновременно действовало большое число приютов, небольших частных школ и т.д., в которых содержалось, воспитывалось и обучалось не более двух тысяч умственно отсталых детей[3].

Становление государственной системы специального образования в России началось после 1917 года. В 1918 году церковь отделяется от государства и школы, запрещается благотворительная деятельность, упраздняются все благотворительные общества. Ответственность за воспитание детей с отклонениями в развитии возлагается на Народный Комиссариат по просвещению. Политика в отношении аномальных детей становится частью государственной политики. Воспитание и охрана здоровья «дефективных» детей[4] были отнесены к компетенции различных органов власти. Так, нервные и психически больные дети должны были направляться на воспитание в учреждения Наркомздрава, умственно-отсталые – во вспомогательные школы Наркомпроса, телесно-дефективные дети (глухонемые, слепые, калеки) – в специальные учреждения Наркомпроса[5].

Государство решает вопросы обучения детей с отклонениями. Так, декретом СНК РСФСР от 23 ноября 1926 года были определены виды учреждений, создаваемых для обучения глухонемых, слепых и умственно-отсталых детей и подростков, — детские дома для школьного возраста, школы живущих и приходящих для детей школьного возраста, школы живущих и приходящих с профессионально-техническим уклоном для подростков, школы живущих и приходящих смешанного возрастного типа с соответствующими отделениями и вспомогательные группы для умственно-отсталых детей и подростков при школах для нормальных детей[6]. Документ предусматривает обязательную регистрацию на биржах труда готовящихся к выпуску из таких учреждений подростков.

Основным типом специального образовательного учреждения постепенно становятся интернаты, а в дальнейшем детские дома[7].

Таким образом, дети с отклонениями в развитии могли получить воспитание и образование преимущественно в специальной школе–интернате, попадая в которую они оказывались изолированными как от семьи, так и от нормально развивающихся сверстников. Формируется система «закрытых» специальных образовательных учреждений интернатного типа.

Оформление системы специального образования происходит при отсутствии как закона об образовании, так и законодательных актов о праве на специальное образование. Необходимо отметить особую роль «Закона о всеобуче». Постановление ЦК ВКП(б) «О всеобуче» (1930 г.) не содержало отдельной статьи о детях с отклонениями в развитии и соответственно распространило на них нормативы обучения, предназначенные для нормально развивающихся детей. В результате ребенок с отклонениями в развитии должен быть усвоить, хотя и в более длительные сроки и при использовании специальных методов обучения, программу, созданную на основе единого стандарта.

Была оформлена образовательная системы с тремя типами специальных школ для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта. В результате дети со сложной структурой дефекта были признаны «необучаемыми».

Введя обязательное образование по единому государственному стандарту, и не предусмотрев специализированного стандарта для детей с отклонениями в развитии, государство установило для всех категорий детей школьного возраста единый образовательный ценз. Негативным последствием цензовой системы является закономерный процесс, когда из образовательной системы «выпадают» дети с глубокими нарушениями интеллекта.

Дети с сенсорными нарушениями, признаваемые обучаемыми, попадали в систему специального образования, где должны были усвоить государственный стандарт, разработанный для нормально развивающихся детей.

В период 90-х годов состояние системы специального образования принято определять как кризис государственной системы специального образования.

Теоретически в России возможны разные пути интеграции: революционный и эволюционный[8]. Революционный путь предполагает разрушение традиционных форм организации специального образования и замену их новейшими западными моделями интеграции. Эволюционный подход рассматривает интеграцию как лишь один из возможных и необходимых подходов к образованию детей с отклонениями в развитии, сосуществующих и будущих сосуществовать с другими подходами к образованию этих детей[9].

Построение научно обоснованной стратегии развития национальной системы специального образования на современном этапе требует учета: эволюционного характера кризиса, специфики национальных социо-культурных, экономических и политических условий его протекания, специфических особенностей и достигнутого к 90-м годах уровня развития государственной национальной системы специального образования.

Переход к интегрированному образованию в России происходит не на основе совершенствования ранее действующего и устоявшегося законодательства в сфере специального образования, а при отсутствии Закона о специальном образовании и впервые возникшей в истории государства необходимости его разработки.

В настоящий момент для эволюционного развития системы специального образования необходима последовательная и планомерная трансформация системы на разных уровнях.

Особенностью развития интегративных подходов в системе специального образования в России является тенденция копирования западных образцов. Поспешное широкое внедрение идей интеграции в образование в современных российских реалиях могут привести не к искомому равенству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить образование, обеспечивающее продвижение их в развитии. Поэтому, признавая интеграцию одной из стратегических задач развития системы специального образования на современном этапе, следует рассматривать интеграцию как один из возможных и необходимых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ИНКЛЮЗИИ

В КОНТЕКСТЕ CODE SWITCHING [10]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.