Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качества образования




И ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Нелюбова Я.К .

Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Саратов, Россия

y.nelubova@mail.ru

 

Национальный проект «Образование», стартовавший в конце 2005 года, декларируется официальными лицами как «мощный стимул интенсификации инновационных процессов в российской образовательной системе» [2,3]. При этом движение в сторону реформирования и инновационных преобразований, затрагивающее образование, как социальный институт, достаточно часто сопровождается взаимоисключающими тенденциями, отражающими противоречия между провозглашаемой образовательной политикой и формами ее претворения, федеральным и местным законодательством, интересами стратифицированных социальных групп, явным или скрытым сопротивлением устоявшихся образовательных практик. Сами инновационные процессы отличаются множественностью, «наложением» одного проекта на другой, разрозненностью анализа динамики различных показателей, отсроченностью устойчивых результатов.

Комплексный проект модернизации образования в Саратовской области (КПМО), получивший развитие с начала 2008 года, призван обеспечить высокое качество и современные условия предоставления образовательных услуг, повышение эффективности расходования бюджетных средств, рост доходов учителей, доступность качественного образования для всех граждан РФ. В течение последних полутора лет в достаточно интенсивном режиме происходит реализация различных направлений КПМО на территории области, охватившая 1249 образовательных учреждений, включая учреждения специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата). В этой связи нас интересует, каким образом активно продвигающаяся региональная система оценки качества образования встраивается в процессы интеграции детей с ограничениями в здоровье в общее образовательное и социальное пространство?

В соответствии с положением о региональной системе оценки качества образования Саратовской области, утвержденным приказом министерства образования от 12.03.2008г. № 390, РСОКО представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих оценку индивидуальных образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности региональных и муниципальных систем образования, образовательных учреждений и работников образования, качества реализации образовательных программ соответствии с государственными стандартами общего образования и с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг. Создан «Региональный центр оценки качества образования», который призван разрабатывать систему критериев, показателей и измерителей качества образования, отвечает за лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию руководителей и педагогов, итоговую аттестацию выпускников, контрольно-надзорную деятельность.

В 2008-09 гг. началась апробация организации проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на федеральном уровне. При этом степень обсуждаемости, например, в СМИ, процедуры, приемлемости, социальных последствий сдачи ЕГЭ особыми категориями детей очень низка и представлена только в специализированной периодике или на Интернет-форумах.

Исходный документ о введении новых форм аттестации содержит противоречивые положения, которые сразу же дают знать о себе на практике. Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в закон РФ «Об образовании» и Федеральному закону «О высшем послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена, согласно которым с 2009 года ЕГЭ становится единственной формой государственной итоговой аттестации и совмещает в себе выпускные экзамены для ХI (ХII) классов и вступительные испытания для поступления в ВУЗ и в учреждения среднего образования. В законе говорится, что «иные формы итоговой аттестации могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях… или для обучающихся с отклонениями в развитии, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования». Получается, что, федеральные органы исполнительной власти могут организовывать для выпускников специальных школ прохождение итоговой аттестации как в форме ЕГЭ, так и выбрать другие ее формы. Но согласно тому же закону, «прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам ЕГЭ [3, 3].

Еще одно противоречие содержится в том, что вне конкурса в высшие учебные заведения принимаются дети-инвалиды, инвалиды I и II групп. В специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях I и II видов, где, например, обучаются дети-инвалиды по слуху, дольше сроки реализации образовательных программ и выпускникам на момент окончания школы исполняется 19-20 лет. На них не распространяются льготы при поступлении, так как детьми-инвалидами считаются молодые люди до 18 лет [1,9]. К законодательным сложностям добавляются традиционные уже различия в качестве подготовки выпускников общеобразовательных школ и школ-интернатов, как по самим школьным программам, так и к процедуре сдачи ЕГЭ.

В этом году на территории Саратовской области, отчасти исходя из интересов специализированных учреждений, отчасти из-за дороговизны самой процедуры ЕГЭ, были сохранены прежние формы итоговой аттестации выпускников специальных учреждений. Официальная риторика на эту тему звучит достаточно нейтрально: «Для детей со специальными потребностями необходимо создавать программы инклюзивного обучения, то есть не сегрегировать, а интегрировать таких учащихся в массовые потоки, но при этом формировать для них условия, позволяющие параллельно с обучением корректировать те или иные проблемы. Что касается итоговой аттестации таких учащихся, то для получения документа общего образца действительно необходимо проходить все положенные процедуры. Если речь идет об обучении на ступени профессионального образования, то вряд ли учащийся, который по своему физическому состоянию не может пройти итоговую аттестацию, сможет учиться в вузе» [5,30].

Таким образом, переход к новым формам итоговой аттестации учреждений специального образования, являющийся элементом региональной системы оценки качества образования, содержит на сегодняшний день скрытые противоречия как образовательного, так и законодательного характера, по-прежнему затрудняющие перспективу получения высшего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. С одной стороны, присутствие этих преград может стимулировать развитие инклюзивных форм образования, так как планка ЕГЭ очень высока и одним из вариантов ее достижения является включение детей с ограничениями в здоровье в более адаптированное пространство школы, что в условиях не отрегулированной нормативной базы требует мощной родительской инициативы и готовности администрации к обучению и сопровождению таких детей. С другой стороны, очень тонок баланс между включением, интеграцией, «уравниванием» и действительным соблюдением прав детей с нарушениями здоровья. Сохраняется, таким образом, «парадоксальная, но в целом вполне типичная для переходных периодов ситуация, которая характеризуется возникновением разрыва между законами, декларирующими права ребенка с отклонениями в здоровье на развитие, образование, социальную интеграцию и фактическим отсутствием механизмов его реализации» [4,127].

Проблема оценки качества услуг учреждений интернатного типа, в которых большую часть контингента составляют дети-сироты, также дискутируется в научных кругах и является составной частью движения в сторону стандартизации социальных и образовательных услуг. Вместе с тем, в настоящее время на государственном уровне отсутствует система стандартов применительно к социальным сиротам, к сиротам, которые находятся в государственных учреждениях, под опекой, или на семейных формах устройства. И, соответственно, отсутствует система оценки качества подготовки выпускников интернатных учреждений, которая давала бы представления об уровне социализации воспитанников, так же отсутствуют и показатели, с помощью которых можно контролировать достижение этих стандартов [6,93].

Библиографический список

1. Аверина Н.Н. Специфика проведения ЕГЭ в специальном (коррекционном) образовательном учреждении II вида // Социальная педагогика. 2008. № 4. С. 7-9.

2. Горемыко М.В. КПМО в Саратовской области: региональные особенности реализации // Вестник образования Саратовской области. Август'2008. С. 3-13.

3. Денискина, В.З., Зарубина, И.Н., Антонова И.Б. Как будут сдавать ЕГЭ и экзамены в форме тестов учащиеся с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 4. С. 3-6.

4. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. 2004. №7. С.127-132.

5.Комплексный проект модернизации образования в Саратовской области в вопросах и ответах / Горемыко М.В., Токарева Л.А., Остроумов И.Г. - Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008. 44 с.

6. Овчинников А. Система стандартов качества услуг для учреждений интернатного типа / А.Овчинников // Социальная педагогика. 2008. №3. С.93-101.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.