Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Павлова М.А., Гришанова О.С




И инклюзивное образование

Здоровьесберегающие технологии

Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Саратов, Россия

[email protected]

 

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Однако многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-пси­хическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки с1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников — нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30—40%. (Павлова М.А., Гришанова О.С., Гусева Е.В., 2008)

Специалистами выявлено, что многие факторы образовательной среды оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся: организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перемен); психологический фон занятий (стиль общения педагога с учащимися); методы и формы обучения; санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурный режим и т. д.); двигательный режим детей (с учетом их возрастных особенностей); рациональное питание; медицинский контроль и оздоровительные процедуры (М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, 2002).

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемостъ (интеллектуальный аспект здоровья); честен, самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

В литературе предложено более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. По мнению российских специалистов в понятие здоровье необходимо включить нравственное и духовное благополучие.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог-медицинский работник-ученик ); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. (Смирнов Н.К., 2005)

Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

Здоровьесберегащие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, быть успешным, компетентным и при этом не навредить собственному здоровью.

Соотнесем вышесказанное с интенсивным внедрением в школьную жизнь инклюзивного образования.

Что же такое инклюзивное (включающее) образование?

Зарубежный опыт показывает что, инклюзивное образование - это образование, которое дает возможность всем учащимся (в том числе с особыми образовательными потребностями) в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива. Включающее образование направлено на развитие у всех детей способностей, необходимых для общения, для успешной социализации.

Включение – это обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в обычном классе массовой школы, при этом обеспечение ему необходимых условий и поддержки.

Можно ли, исходя из этого, отнести технологию инклюзивного образования к здоровьесберегающим технологиям?

На наш взгляд, при грамотном включении ребенка с особыми образовательными потребностями в массовую школу, обеспечении учреждения необходимыми специалистами и соответствующими условиями, мы можем говорить о реализации здоровьесберегающих технологий. Безусловно, для этого массовой школе придется изменить структуру процесса обучения.

Обучение — это целенаправленный, систематический и органи­зованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнений учебной деятельности.

Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя, кроме вышеперечисленных аспектов, формирование компетентностей в области здоровья, которые способствуют присвоению ценности здоровья и здорового образа жизни.

Обучение в условиях инклюзии включает в себя создание оптимальных условий для развития и социализации ребенка с особыми образовательными потребностями.

Для обучения ребенка в условиях инклюзивного образования и формирования базовых компетенций личности в области здоровья необходимо использовать специфические приемы и методы.

Все приемы и подходы можно разделить на три группы:

- те, которые применимы в классе,

- те, которые применимы в группе,

-те, которые применимы индивидуально.

К первой группе можно отнести следующие мероприятия:

- контроль расписания;

- контроль трудности урока в соответствии со средними учебными возможностями учащихся класса;

- разнообразие видов деятельности на уроке (снятие монотонности);

- профилактика утомления через введение в урок физкультминуток, физкультпауз для снятия утомления и повышения умственной работоспособности;

- профилактика нервно-психического напряжения через введение психотерапевтических приемов, через задачи-шутки, через юмор и т.д.;

- создание положительной психоэмоциональной обстановки в классе;

Ко второй группе приёмов и методов можно отнести дифференциацию способов подачи информации, учебных заданий и методов контроля в соответствии с доминирующей мотивацией, ведущей модальностью, функциональной асимметрией мозга, типом мышления, силой и подвижностью нервных процессов, уровнем здоровья.

К третьей группе:

- дифференциацию трудности задания в зависимости от учебных возможностей учеников;

- индивидуализацию домашнего задания;

- выработку индивидуальной стратегии учебного поведения.

Ведущим условием реализации данных подходов является наличие специалистов в образовательном учреждении (учитель-дефектолог, психолог, логопед).

Приведем примеры реализации развивающих и коррекционных мероприятий с учащимися всего класса в соответствии с видоспецифическими особенностями обеспечения жизнедеятельности школьников.

Потребность в двигательной активности - физкультминутки, физкультпаузы, динамические часы, смена видов деятельности на уроке, внеклассные спортивно-оздоровительные мероприятия, развитие школьных спортивных секций, обустройство спортивных площадок, аренда бассейна.

Тренировка функциональных резервов организма- дыхательная гимнастика, фитокоррекция, самомассаж, пальчиковая гимнастика на уроке, активный отдых, закаливание.

Биоритмологические особенности функционирования организма - режим труда и отдыха в соответствии с динамикой умственной работоспособности, физкультминутки для снятия утомления, рациональная структура урока, снижение количества домашних заданий, исключение домашних заданий на выходной, рациональная организация режима дня вне школы.

Стресс-реакция - снижение нервно-психической напряженности, тревожности посредством улучшения эмоционального фона урока, проведение музыкальных перемен после 3-го урока, подразумевающих произвольную двигательную активность школьников, что способствует не только снятию напряжения от статической позы во время занятий, но и эмоциональной разрядке.

Оптимальные условия функционирования организма - соблюдение гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса, проветривание помещений, контроль осанки учащихся, озеленение классных комнат, физиологичность построения уроков физкультуры, игровые формы их проведения, вооружение учащихся знаниями о влиянии движений на здоровье, умениями самодиагностики по пульсу.

Несоответствие биологического (психического) возраста паспортному- занятия по коррекции и развитию внимания, памяти, мышления и др.

В заключении необходимо сказать, что переход к инклюзивному обучению в России является дискуссионной проблемой. Стоит надеяться, что к моменту массового внедрения инклюзии будут отработаны технологии, обучены специалисты и оборудованы школы. Однако всегда необходимо помнить, что ребенок будет здоров только в случае, когда среда соответствует его возрастным, половым и индивидуальным особенностям, когда формирование здоровья идет путем расширения внутренних возможностей организма школьника, путем создания разносторонней школьной среды, дающей возможность проявить себя.

Библиографический список

1. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: ИВФ РАО, 2002. 181с.

2. Павлова М.А., Гришанова О.С., Гусева Е.В. Мониторинг здоровья школьников в общеобразовательных учереждениях в рамках КПМО: - Саратов, 2008.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. 320 с.

Образовательная инклюзия:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.