КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Павлова М.А., Гришанова О.С
И инклюзивное образование Здоровьесберегающие технологии Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Саратов, Россия mapavlova@mail.ru
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Однако многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников — нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30—40%. (Павлова М.А., Гришанова О.С., Гусева Е.В., 2008) Специалистами выявлено, что многие факторы образовательной среды оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся: организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перемен); психологический фон занятий (стиль общения педагога с учащимися); методы и формы обучения; санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурный режим и т. д.); двигательный режим детей (с учетом их возрастных особенностей); рациональное питание; медицинский контроль и оздоровительные процедуры (М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, 2002). Здоровье ребенка можно считать нормой, если он умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемостъ (интеллектуальный аспект здоровья); честен, самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья). В литературе предложено более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. По мнению российских специалистов в понятие здоровье необходимо включить нравственное и духовное благополучие. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог-медицинский работник-ученик ); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. (Смирнов Н.К., 2005) Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Здоровьесберегащие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, быть успешным, компетентным и при этом не навредить собственному здоровью. Соотнесем вышесказанное с интенсивным внедрением в школьную жизнь инклюзивного образования. Что же такое инклюзивное (включающее) образование? Зарубежный опыт показывает что, инклюзивное образование - это образование, которое дает возможность всем учащимся (в том числе с особыми образовательными потребностями) в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива. Включающее образование направлено на развитие у всех детей способностей, необходимых для общения, для успешной социализации. Включение – это обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в обычном классе массовой школы, при этом обеспечение ему необходимых условий и поддержки. Можно ли, исходя из этого, отнести технологию инклюзивного образования к здоровьесберегающим технологиям? На наш взгляд, при грамотном включении ребенка с особыми образовательными потребностями в массовую школу, обеспечении учреждения необходимыми специалистами и соответствующими условиями, мы можем говорить о реализации здоровьесберегающих технологий. Безусловно, для этого массовой школе придется изменить структуру процесса обучения. Обучение — это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнений учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя, кроме вышеперечисленных аспектов, формирование компетентностей в области здоровья, которые способствуют присвоению ценности здоровья и здорового образа жизни. Обучение в условиях инклюзии включает в себя создание оптимальных условий для развития и социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. Для обучения ребенка в условиях инклюзивного образования и формирования базовых компетенций личности в области здоровья необходимо использовать специфические приемы и методы. Все приемы и подходы можно разделить на три группы: - те, которые применимы в классе, - те, которые применимы в группе, -те, которые применимы индивидуально. К первой группе можно отнести следующие мероприятия: - контроль расписания; - контроль трудности урока в соответствии со средними учебными возможностями учащихся класса; - разнообразие видов деятельности на уроке (снятие монотонности); - профилактика утомления через введение в урок физкультминуток, физкультпауз для снятия утомления и повышения умственной работоспособности; - профилактика нервно-психического напряжения через введение психотерапевтических приемов, через задачи-шутки, через юмор и т.д.; - создание положительной психоэмоциональной обстановки в классе; Ко второй группе приёмов и методов можно отнести дифференциацию способов подачи информации, учебных заданий и методов контроля в соответствии с доминирующей мотивацией, ведущей модальностью, функциональной асимметрией мозга, типом мышления, силой и подвижностью нервных процессов, уровнем здоровья. К третьей группе: - дифференциацию трудности задания в зависимости от учебных возможностей учеников; - индивидуализацию домашнего задания; - выработку индивидуальной стратегии учебного поведения. Ведущим условием реализации данных подходов является наличие специалистов в образовательном учреждении (учитель-дефектолог, психолог, логопед). Приведем примеры реализации развивающих и коррекционных мероприятий с учащимися всего класса в соответствии с видоспецифическими особенностями обеспечения жизнедеятельности школьников. Потребность в двигательной активности - физкультминутки, физкультпаузы, динамические часы, смена видов деятельности на уроке, внеклассные спортивно-оздоровительные мероприятия, развитие школьных спортивных секций, обустройство спортивных площадок, аренда бассейна. Тренировка функциональных резервов организма- дыхательная гимнастика, фитокоррекция, самомассаж, пальчиковая гимнастика на уроке, активный отдых, закаливание. Биоритмологические особенности функционирования организма - режим труда и отдыха в соответствии с динамикой умственной работоспособности, физкультминутки для снятия утомления, рациональная структура урока, снижение количества домашних заданий, исключение домашних заданий на выходной, рациональная организация режима дня вне школы. Стресс-реакция - снижение нервно-психической напряженности, тревожности посредством улучшения эмоционального фона урока, проведение музыкальных перемен после 3-го урока, подразумевающих произвольную двигательную активность школьников, что способствует не только снятию напряжения от статической позы во время занятий, но и эмоциональной разрядке. Оптимальные условия функционирования организма - соблюдение гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса, проветривание помещений, контроль осанки учащихся, озеленение классных комнат, физиологичность построения уроков физкультуры, игровые формы их проведения, вооружение учащихся знаниями о влиянии движений на здоровье, умениями самодиагностики по пульсу. Несоответствие биологического (психического) возраста паспортному- занятия по коррекции и развитию внимания, памяти, мышления и др. В заключении необходимо сказать, что переход к инклюзивному обучению в России является дискуссионной проблемой. Стоит надеяться, что к моменту массового внедрения инклюзии будут отработаны технологии, обучены специалисты и оборудованы школы. Однако всегда необходимо помнить, что ребенок будет здоров только в случае, когда среда соответствует его возрастным, половым и индивидуальным особенностям, когда формирование здоровья идет путем расширения внутренних возможностей организма школьника, путем создания разносторонней школьной среды, дающей возможность проявить себя. Библиографический список 1. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: ИВФ РАО, 2002. 181с. 2. Павлова М.А., Гришанова О.С., Гусева Е.В. Мониторинг здоровья школьников в общеобразовательных учереждениях в рамках КПМО: - Саратов, 2008. 3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. 320 с. Образовательная инклюзия:
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |