Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алексеева Е.А




РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Проект «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» (реализуется в рамках Программы сотрудничества Европейского Союза и России), офис регионального координатора проекта в Саратовской области, г. Саратов, Россия

AlekseevaEA@saratov.gov.ru

Согласно официальной статистике Пенсионного Фонда на начало 2007 года численность детей-инвалидов насчитывала 575 107 человек (http://statistika.ru/zdr/2007/12/12/zdr_9933.html). К сожалению, согласно имеющимся прогнозам, их число будет только увеличиваться. В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о формировании системы комплексной реабилитации детей-инвалидов, одним из главных элементов которой должно быть инклюзивное образование и их интеграция в общество. Получение образования, а в конечном итоге и приобретение профессии, по мнению большинства исследователей, является основным результатом реабилитации и позволяет инвалидам достигнуть социальной и экономической мобильности (В.В. Печенкин, Д.В. Зайцев, Э.К. Наберушкина, 2008).

В настоящее время общая стратегия государственной политики в отношении детей-инвалидов предусматривает включение их в массовый образовательный процесс, получивший название «инклюзивное образование». Это сложная задача, так как в массовых школах и детских садах практически отсутствуют специалисты, имеющие профессиональные компетенции в области реабилитации инвалидов. Кроме того, современная образовательная среда, общественный транспорт, средства связи и информации в физическом смысле, по большей части, не приспособлены для инвалидов.

Другим, не менее важным фактором, сдерживающим развитие инклюзивного образования в нашей стране, является неготовность родителей детей-инвалидов обеспечить получение их ребёнком образовательных услуг в учреждениях общего типа. Вместе с тем, желание родителей, их активность и настойчивость во многих случаях являются решающим фактором в принятии решений по вопросу обучения ребёнка-инвалида в этих образовательных учреждениях.

На примере Саратовской области данная ситуация выглядит следующим образом: на начало 2008 года в области проживал 6971 ребенок-инвалид, имеющий различную тяжесть заболевания из которых в различных образовательных учреждениях обучалось 3425 (49%) детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (Социальный паспорт Саратовской области: социальная защита, 2007). Таким образом, только половина всех детей-инвалидов, проживающих в области, посещают общеобразовательные учреждения. Почему данным процессом охвачены не все дети-инвалиды? Чем в большей мере обусловлена такая ситуация? Министерство занятости, труда и миграции и Министерство социального развития Саратовской области совместно с государственным научно-практическим учреждением «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями» при участии автора данной статьи изучили проблему и попытались ответить на перечисленные вопросы.

Результаты исследования подтверждают мнение о том, что родители детей-инвалидов не доверяют общеобразовательной системе и предпочитают осуществлять уход, воспитание и обучение самостоятельно, в большинстве случаев не владея навыками педагогического взаимодействия с ребёнком. При этом ребенок-инвалид находится в условиях изоляции, что не способствует его дальнейшей интеграции в общество. Детей, которые посещают общеобразовательные учреждения, к сожалению, нельзя в полной мере считать интегрированными. У большинства таких детей возникают значительные трудности в общении со здоровыми сверстниками, высокий уровень тревожности. Подчас они замыкаются в себе в большей степени, чем дети, обучающиеся на дому или в специальных коррекционных учреждениях. Многие исследователи обращают внимание на отсутствие элементарного педагогического подхода к обучению детей в массовых школах и непрофессионализм преподавательского состава, приводящий к усугублению проблем ребенка, или даже исключению его из школьного коллектива (Е. Кулагина, 2008).

Учитывая изложенное, представляется необходимым наладить тесное взаимодействие между тремя главными звеньями системы комплексной реабилитации детей-инвалидов: сферой социальной защиты, образования и занятости. Учреждения социальной защиты населения должна принять на себя системообразующую функцию. Специалисты учреждений социальной защиты населения (реабилитологи, социальные педагоги, психологи) должны прививать детям-инвалидам коммуникативные навыки, а у их родителей формировать позитивные установки по отношению к инклюзивному образованию. Данное обстоятельство подтверждается мнением самих родителей: «… Я бы пересмотрела полностью всю структуру организации помощи. Прежде всего, я считаю, что должны быть определенные психологические центры для родителей, имеющих таких детей…» (А. Галахова, 2007). Другим, не менее важным направлением реабилитационной работы, должно стать консультирование педагогических работников дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений по вопросам взаимодействия с детьми-инвалидами. Наконец, немаловажное значение имеют совместные усилия учреждений социальной защиты населения и службы занятости, направленные на формирование у родителей детей-инвалидов мотивации к труду и обеспечение их трудовой занятости. По нашим данным, почти в половине случаев затруднения в поиске работы родители, имеющие детей-инвалидов, связывают с необходимостью постоянного ухода за ребенком. Причём это не всегда связано с тяжёлой степенью инвалидности ребёнка.

В Саратовской области планируется реализация проекта «Шаг навстречу». Данный проект направлен на развитие партнерства между учреждениями, работающими в сферах занятости, социальной защиты и образования в процессе комплексной реабилитации детей-инвалидов с нарушением зрения. Пути решения перечисленных в данной статье проблем будут предметом исследования, а конкретные методы реабилитационного воздействия станут предметом апробации.

Библиографический список

1. Галахова А. Семья о проблемах образования детей-инвалидов (по материалам интервью) // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов. Сборник научных трудов / Под ред. Д.В. Зайцева. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2007.

2. Зайцев Д.В., Наберушкина Э.К., Печенкин В.В. Дополнительное образование в контексте социальной мобильности людей с инвалидностью // Журнал исследований социальной политики. 2008. Т. 6. № 1.

3. Кулагина Е. Образование детей-инвалидов: вопросы социальной политики // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов. – Саратов: Научная книга, 2008.

4. Материалы сайта http://statistika.ru/zdr/2007/12/12/zdr_9933.html.

5. Социальный паспорт Саратовской области: социальная защита 2007 год. - Саратов. Министерство социального развития Саратовской области. 2008.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.