Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Им. М. Утемисова, г. Уральск, Казахстан




Аманиязова С.Б.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Западно-Казахстанский государственный университет

[email protected]

 

Активное влияние культуры как жизненно необходимого социального феномена распространяется и на досуг всех слоев и категорий населения. Досуг и потенциально, и реально является временем для духовного развития личности, укрепления нравственного и физического здоровья, развития творческих способностей человека. Интеллектуально значимый досуг не может существовать вне рамок духовности, искусства, творчества, стремления людей к саморазвитию и самосовершенствованию. Он органично вбирает в себя неотъемлемые ценности современной культуры, выражает коренные интересы современного человека вне социума, реализует гуманные установки общества по обеспечению прав свобод человека.

Как социальный феномен досуг уникален. Только в его рамках возможна реализация и развитие многочисленных видов и форм культурно-досуговой деятельности. В нем заложена надежда на духовное совершенствование человека. В его недрах целая производственная отрасль, состоящая из региональных органов административного, методического руководства, научных центров, учебных заведений, предприятий культуры и искусства.

Определение досуга, зафиксированное в специальных источниках, вполне правомерно соотносятся к активной человеческой деятельностью. Виды деятельности могут представлять разнообразные группы, сочетание этих групп, но, как правило, они обеспечивают удовлетворение потребности человека в культурном отдыхе, развлечениях, игровой деятельности, саморазвитии, самообразовании и просвещении. Современный взгляд на общественно–личностное предназначение досуга позволяет определить КДД как систему профессиональной и непрофессиональной деятельности, стимулирующую активность, духовное развитие личности и социума в условиях свободного времени. В более широком контексте культурно-досуговая деятельность представляет собой общественно – значимый способ активного отношения личности в потреблении ценностей культуры в сфере досуга.

Потенциал культуры становится особенно необходим в условиях, когда сфера досуга все заметнее отягощается антигуманными общественными реалиями. Нивелирование культурных ценностей оборачивается ростом преступности, наркомании, психических расстройств, разрушением здоровья человека. Весь ход общественного развития многочисленными примерами подтверждает тот факт, что если государство не заботится об организации содержательного досуга граждан, то он становится в лучшем случае бессодержательным, в худшем – криминальным. Сфера досуга тогда превращается в своеобразный «накопитель» социальных проблем. Общественная неустроенность, утеря нравственных и эстетических идеалов, экономическая нестабильность, социальная незащищенность негативно сказываются на свободном времяпрепровождении граждан.

Всякое государство на сфере досуга распространяет свои интересы, поскольку в этом временном пространстве оно решает многие собственные идеологические, политические, нравственно-эстетические, воспитательные задачи. Не меньший интерес к досугу, его объему по времени, свободам, потенциальным возможностям проявляет или, по крайней мере, должен проявлять всякий разумный человек. Досуговое время, разумеется, можно использовать по-разному, в том числе и для такой деятельности, которая не соответствует принятым в обществе образцам и нормам поведения, гуманным идеалам, культурным и нравственным ценностям. Таким образом, значимость досуга проявляется в другом ракурсе – досуг является временем для духовного развития личности, укрепления нравственного и физического здоровья, развития творческих способностей человека.

В качестве основных функций культурно-досуговой деятельности называются развивающая, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.

Социальная значимость КДД обусловлена проникновением ее во все сферы жизнедеятельности общества. Помимо того, КДД отличается некоторыми социальными характеристиками, такими, как её уникальность, универсальность, унифицированность, мобильность, альтернативность, инициативность, массовость.

Сегодняшняя ситуация позволяет строить оптимистические прогнозы. Однако нельзя не отметить также и необходимость разработки и реализации целого комплекса мероприятий, позволяющих решать финансовые, организационные, творческие проблемы досуговой сферы.

Таким образом, опыт предпринятого нами системного исследования культурно-досуговой деятельности позволяет сформулировать следующие выводы.

Культура интегрирована во все без исключения сферы жизнедеятельности человека, в число которых входит и досуг- составная часть свободного времени, используемая для производства, распространения и потребления ценностей культуры, общения творчества, развлечений, отдыха и других видов свободной, нерегламентированной деятельности человека.

В социокультурном отношении досуг располагает богатыми возможностями реализации духовно-нравственного, художественно-эстетического, творческого и рекреативного потенциала личности, социальной группы, общества. В данном контексте КДД выступает как своеобразный социальный механизм, стимулирующий социально-культурную активность, духовное развитие личности и социума в условиях свободного времени.

В ряду наиболее актуальных научно-теоретических проблем КДД можно выделить историческое направление, в том числе проблемы периодизации КДД; собственно теоретическое направление (цели, задачи, функции, принципы, методы, средства, формы, субъект, объект, направления КДД, специальная терминология, социальная природа и сущность КДД и др.); теоретико-прогностическое направление (культура и рынок, целевые комплексные программы КДД, реклама в социокультурной сфере, возрождение традиционной национальной культуры, спонсорство в КДД, развитие платных услуг населению и т.п.); производственно-технологическое направление (формирование, реализация и мониторинг социально-культурных программ; разработка механизмов применения этнокультурных, возрастных, культуроохранных, культуротворческих технологий; исследование особенностей производственной деятельности различных типов культурно-досуговых центров и т.п.).

Культурно-досуговую деятельность как эмпирический объект социального исследования осуществляют локальные (местные), региональные, глобальные (международные, всемирные) организационно-управленческие и производственно-творческие структуры.

Библиографический список

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 1994.С. 41-86.

2. Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 1988. 53с.

3. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? – М.: Политиздат, 1989. С.190-238.

4. Клуб: «Культура досуга» – М.: Профиздат, 1987. 184 с.

5. Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: Изд-во МГУК, 1995. 85с.

6. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. - М., 2003.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.