Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Саратов, Россия. Школа-интернат для незрячих и слабовидящих детей,




Школа-интернат для незрячих и слабовидящих детей,

Емелина Л.С.

Специального образования в Англии и России

Сравнительный анализ развития

Система специального образования в странах Европы начала формироваться в первой половине XX века. После Второй мировой войны с развитием теории прав человека права лиц с ограниченными возможностями здоровья в области образования получают признание и закрепление на международном уровне.

Рассмотрим становление и развитие специального образования на примере Англии и России.

В Англии в 1870 году был принят закон о начальном образовании (Elementary Education Act), в 1893 году — закон о начальном образовании слепых и глухих детей (Elementary Education (Blind and Deaf Children) Act)[34], в 1899 году — закон о начальном образовании умственно отсталых детей и эпилептиков (Elementary Education (Defective and Epileptic Children) Act)[35].

Целью акта, как указано в нем, является улучшение начального образования детей с отклонениями и эпилепсией в Англии и Уэльсе. Согласно нормам раздела 1 указанного закона, к компетенции руководства школы относится вопрос об определении, является ли ребенок умственно отсталым (defective) или эпилептиком.

Умственно отсталым признавался ребенок, неспособный получить надлежащее обучение в условиях обычной начальной школы по причине умственного или физического недостатка, но не являющийся неспособным по причине этих недостатков получить пользу от обучения в специальных классах или школах.

Руководство школы обеспечивало обучение таких детей посредством открытия специальных классов при публичных начальных школах путем их направления в интернаты или путем учреждения школ для неполноценных детей.

Обеспечивая государственную финансовую поддержку тем школам, которые получили соответствующее разрешение (сертификат) Департамента образования, дающее право на открытие специального класса, к ним предъявлялись определенные требования. Предоставление обучения не должно иметь целью получения прибыли. Родители должны были вносить плату, которая направлялась на обеспечение транспортировки детей, проживание в интернате, расходы, связанные с посещением школы (ст. 6–8).

Согласно закону о начальном образовании, обучению в школе подлежали дети в возрасте от 5 до 14 лет, для умственно отсталых детей возраст получения образования увеличивался на 2 года — с 7 до 16 лет.

Итак, законодательство Великобритании, уже в конце XIX века достаточно детально регламентировало вопросы обучения детей с ограниченными возможностями, отличалось четким понятийным аппаратом, определяло систему финансовых отношений в области специального образования. Однако в литературе отмечается, что основным инициатором открытия специальных школ и классов была все же не школьная система, а общественные организации[36].

В 1993 году в Великобритании принимают новый закон об образовании (Education Act), раздел III которого посвящен лицам с особыми образовательными потребностями (special educational needs)[37]. Согласно закону, к детям с особыми образовательными потребностями относятся те, кто испытывает трудности в обучении, требующие специального подхода в обучении. Закон раскрывает понятие «трудности в обучении» посредством следующих определений: a) значительные трудности по сравнению с большинством других учащихся его возраста; b) у ребенка есть отклонения (disability), не позволяющие ему применять те же средства обучения, что обычно применяются другими детьми; c) возраст ребенка менее 5 лет и, если ему не будет обеспечено специальное образование, он попадет в категорию детей, указанных в пунктах a) или b). Не может быть признан имеющим трудности в обучении ребенок лишь по причине того, что язык (или диалект), на котором он говорит, отличается от того, на котором ведется преподавание.

Под специальным образованием в законе понимается образование, дополнительное или отличающееся от обычного образования, предоставляемого ребенку старше 2 лет. Под ребенком в данном законе понимается лицо, не достигшее 19 лет и зарегистрированное в качестве учащегося в школе. Ребенок не должен переводиться без согласия родителей в специальную школу, если его обучение в обычной школе отвечает необходимым требованиям (ст. 160), а именно — он получает специальное образование, другие дети, обучающиеся с ним, получают надлежащие образовательные услуги. Органы управления образованием обязаны обеспечить предоставление ребенку специальных образовательных услуг в соответствии с его потребностями, учителя, которые будут работать с ним, должны быть осведомлены о его специальных образовательных потребностях. Закон определяет порядок проведения оценки образовательных потребностей ребенка по инициативе местных органов управления образованием, по заявлению родителей или школы (ст. 167–175).

Такое решение может приниматься лишь в случае, если ребенок отстает и следует определить, какие специальные образовательные услуги ему необходимы. Комиссия должна указать, в чем заключаются специальные образовательные нужды ребенка, каким образом необходимо обеспечить их удовлетворение, какой тип учебного заведения или иного учреждения рекомендован как наиболее подходящий ребенку. Органы управления здравоохранением по запросу школы (при этом закон указывает случаи, когда они вправе оставить запрос без ответа) либо родителей могут давать консультации по поводу специальных образовательных нужд ребенка (ст. 166, 176). Родители вправе обжаловать решение Комиссии.

В 1995 году в Великобритании был принят закон, который закрепил дополнительные гарантии прав инвалидов в области образования в дополнение к закону об образовании 1993 года. Указанные гарантии включают положения об обязательности для каждой школы обобщения и представления в годовом отчете информации о принятых в школу инвалидах; о том, каким образом обеспечен им доступ в школу; о мерах принятых по защите их от неравного по сравнению с другими детьми отношения[38].

В 2001 году Британским парламентом принят закон о лицах со специальными образовательными потребностями и ограничениями (Special Educational Needs and Disability Act[39]). Он вносит дополнения в ранее принятые законы об образовании.

Указанный акт закрепляет право каждого ребенка с особыми образовательными потребностями обучаться в общеобразовательной (mainstream) школе. Если в отношении ребенка вынесено соответствующее «заключение», то он должен оставаться в обычной школе при условии, что его родители согласны и это не является несовместимым с надлежащим обучением других учеников. Закон дает понятие дискриминации по признаку ограничения способностей в области образования. Дискриминацией признается неоправданное предоставление образовательных услуг в меньшем объеме по причине отклонений по сравнению с теми учащимися, которые этих отклонений не имеют. Незаконными дискриминационными действиями признаются отказ от принятия ребенка в школу, предъявление дополнительных условий для принятия в школу. Директор школы должен принимать меры к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями не были поставлены в худшее положение по сравнению с другими учащимися, в том числе при приеме в школу. При этом ему следует принимать во внимание «конфиденциальные просьбы» самого ребенка или его родителя.

Закон в то же время не требует от школы, чтобы производились изменения в архитектуре и дизайне здания и оказывались дополнительная помощь и услуги, если в школу принимается ребенок с ограниченными возможностями. Обязанность обеспечить доступность образования, включая техническое оснащение школы, доставку детей лежит на местных органах управления образованием.

Таким образом, законодательство Великобритании достаточно подробно регулирует отношения в сфере обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями при получении образования.

Становление государственной системы специального образования в России началось после 1917 года.

Воспитание и охрана здоровья «дефективных» детей[40] были отнесены к компетенции различных органов власти. Так, нервные и психически больные дети должны были направляться на воспитание в учреждения Наркомздрава, умственно-отсталые — во вспомогательные школы Наркомпроса, телесно-дефективные дети (глухонемые, слепые, калеки) — в специальные учреждения Наркомпроса[41].

Оформление системы специального образования происходит при отсутствии как закона об образовании, так и законодательных актов о праве на специальное образование. Необходимо отметить особую роль Закона о всеобуче. Постановление ЦК ВКП(б) «О всеобуче» (1930 г.) не содержало отдельной статьи о детях с отклонениями в развитии и соответственно распространило на них нормативы обучения, предназначенные для нормально развивающихся детей. В результате ребенок с отклонениями в развитии должен быть усвоить, хотя и в более длительные сроки и при использовании специальных методов обучения, программу, созданную на основе единого стандарта.

Была оформлена образовательная системы с тремя типами специальных школ для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта.

В результате дети со сложной структурой дефекта были признаны «необучаемыми».

Введя обязательное образование по единому государственному стандарту, и не предусмотрев специализированного стандарта для детей с отклонениями в развитии, государство установило для всех категорий детей школьного возраста единый образовательный ценз.

Особенностями российской системы специального образования являлось:

- отсутствие закона о специальном образовании;

- цензовый характер обучения в специальных школах;

- исключение из системы специального образования «необучаемых» детей.

Дифференциация системы, ее структурное совершенствование, переход от 3 к 8 типам спецшкол осуществляется в России в 50–90-е годы.

В период 90-х годов состояние системы специального образования принято определять как кризис государственной системы специального образования.

Статья 43 Конституции РФ 1993 года закрепляет право каждого на образование. Государством гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

В 1992 году принят Закон РФ «Об образовании», статья 5 которого развивает конституционные положения о равенстве и общедоступности образования. Одним из элементов системы образования в соответствии со статьей 12 закона являются специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, направление в которые осуществляется только с согласия родителей и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (п. 10 ст. 50).

В 1995 году принят федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», статьи 18, 19 которого закрепляют гарантии для инвалидов в сфере образования. Одобренная правительством РФ концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ставит задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования

Интеграция признается ведущей тенденцией развития системы специального образования на данном историческом отрезке времени.

Однако, анализируя состояние специального образования в России, и сравнивая с развитием интеграции в Западной Европе, необходимо отметить, что Россия подошла к интеграции позже Западной Европы, при этом тенденция к интеграции инвалидов в общество возникает в нашей стране в принципиально иных социокультурных условиях. Европа вошла в интегративный период на основе дальнейшего развития уже установившихся норм демократии и во время экономического подъема, Россия же — в ситуации начала становления демократических норм, глубочайшего экономического кризиса.

Обсуждение проблем специального обучения и интеграции ведется на западе в рамках жестких законодательных положений, регулирующих процесс интеграции, в России же такого рода обсуждения не имеют под собой законодательной базы.

На Западе развита широкая сеть негосударственных специальных учреждений, финансовые льготы для филантропов, система подготовки и формирования общественного мнения через средства массовой информации.

В России слабое общественное движение, не стимулируемое финансовым законодательством. Средства массовой информации в последние годы только «открыли» для себя проблемы детей-инвалидов.

Таким образом, сравнив условия возникновения и реализации тенденции интеграции в образовании в России 90-х и в Западной Европе (на примере Англии), можно заметить очевидные социокультурные существенные различия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.